Тибет, в виду похода туда английской военной экспедиции, обращает на себя ныне общее внимание.
Американская газета "Brooklyn Daily Eagle" в статье сообщает следующие, в высшей степени любопытные сведения, касающиеся религии этой страны.
Ласса, священный город таинственного Тибета, оставался до сиих пор недоступным для любопытства путешественников и любознательности ученых исследователей, но американскому музею естественных наук удалось, наконец, добыть оттуда коллекцию масок, употребляемых жрецами-ламаистами при совершении религиозных мистерий.
Эти странные, грубые маски проливают свет на таинственную религию, основанную на колдовстве и поклонении демонам, - религию, насчитывающую больше 10 миллионов последователей. Ламаизм со своим сонмом демонов и разных злых духов сохранил лишь слабые следы первоначального буддизма, проникшего в Тибет из Индии в XVII столетии. Погрязшие в грубом суеверии тибетцы и другие последователи ламаизма, безусловно, верят всем басням жрецов и совершенно искренно участвуют в устраиваемых ими языческих церемониях.
Собрание странных масок, изображающих демонов, домовых и леших, чрезвычайно интересно потому, что впервые дает возможность непосвященным заглянуть в доселе неведомую область таинственных религиозных обрядов, совершаемых в Тибете и некоторых ламаистских монастырях в Китае. Маски, сделанные из папье-маше и раскрашенные яркими китайскими красками, изображают животных, но так неумело и грубо, с западной точки зрения, что без объяснения трудно догадаться, что именно они изображают. Жрецы надевают эти маски при совершении таинственного религиозного представления на новый год и в день рождения основателя ламаизма. Новогодняя мистерия совершается с особой торжественностью во всех больших монастырях, в которых живут иногда несколько тысяч монахов. Представление происходит под открытым небом, в присутствии духовных лиц, пилигримов и огромной толпы зрителей. Первая часть мистерии посвящена изгнанию из страны прошлогодних демонов и различных злых духов, что может быть достигнуто только с помощью главы всей темной силы. В этом действии, длящемся целый день, принимают участие сотни жрецов, замаскированных всевозможными злыми духами и чудищами, живущими на земле, в воде, в воздухе и в различных отделениях ада.
Смысл этой мистерии, изображаемой безобразными масками, заключается в том, что душа человека, при жизни и по смерти, окружена целым сонмом злобных духов, которые непрестанно стремятся вредить ей и подвергать ее самым разнообразным мукам. Сам человек, бессилен помочь себе, и только жрецы могут оградить его и спасти от преследований демонов. После смерти душа человека устремляется в одну из многих обителей того света, при чем страшные демоны пугают ее и стараются отклонить от истинного пути; если они преуспеют в этом, то несчастная заблудшая душа обрекается на бесконечные странствования и на бесплодные усилия отыскать назначенное ей местопребывание. Жрецы надевают во время священного представления устрашающие маски демонов и подражают их ужасным кривлянием именно для того, чтобы заблаговременно познакомить людей с наружностью и приемами злых духов и таким образом спасти их от обольщений мучителей.
За несколько дней до начала мистерий устраивается, в виде пролога к ним, торжественное пиршество, на которое приглашается царь демонов со всей его страшной свитой. Пир, во время которого прислуживают гостям высшие жрецы, приготовляется в главном храме. На длинных столах расставляются пироги с мясом и рисом и вино для каждого гостя. Когда все готово, приступают к приглашению гостей посредством битья в барабан и игры на различных трубах, надеясь привлечь внимание демонов невероятным шумом и треском. Затем гостей просят сесть за столы, и приступить к угощению. Когда предполагается, что все места уже заняты, жрецы приступают к восхвалению доброты и прекрасных качеств гостей и обращаются к ним с молитвами о даровании различных милостей в настоящем и будущем.
Мистерия разыгрывается в обширных садах дворца Далай-ламы в Лассе. Многие тысячи зрителей, как из окрестностей, так и издалека, стекаются, чтобы посмотреть на таинственное представление.
При первом резком звуке трубы, на арену выскакивает толпа злых духов. Отвратительные, свирепого вида страшилища, рогатые, трехглазые, украшенные человеческими черепами; одни похожие на обезьян, другие на тигров. Это демоны низшего разряда, готовящие гибель неверным тибетцам; только молитвы какого-нибудь доброго ламы могут избавить от их козней. Дьявольское сборище пускается в пляс с диким гиканьем и воем. В это время на сцену выходит новая группа, каких то чудовищ; демоны бросаются на них, преследуют и поражают их деревянными мечами; обезумевшие от страха, несчастные жертвы бросаются во все стороны, тщетно стараясь избавиться от своих мучителей. Эта сцена изображает наказание, ожидающее всех, погрешающих против учения лам. Некоторое время демоны-победители остаются одни на арене, но вскоре на ней появляется толпа каких то бледных теней, которые бросаются в разные стороны, как бы отыскивая дорогу, при чем выражают жестами крайнее отчаяние; это несчастные души, заблудившиеся в пространстве и отыскивающие во мраке предназначенное им место. Вдруг раздается громкий удар в бубны и на сцене внезапно появляется владыка злых духов с огромной бычачьей головой и с мечем в руке. Он весьма могуч, по знаку его, демоны в беспорядке убегают с арены.
Вот что в общих чертах знаменитые мистерии, ради знакомства с которыми многие европейские исследователи не раз рисковали жизнью. Начиная с прошлого столетия, недоступная столица таинственного Тибета с его мистическим духовным главой - предполагаемым воплощением Будды - неудержимо влекла к себе ученых и путешественников, которые употребляли всевозможные хитрости и уловки, чтобы проникнуть в тайны ламаизма. Один англичанин пробрался под видом монаха в буддийский монастырь и прожил там несколько лет, окруженный священниками, не раз бывавшими в Лассе и участвовавшими в таких религиозных церемониях. От них смелый исследователь получил много ценных, сведений. В настоящее время маски, полученные в Америке, дополнили эти сведения и пролили новый свет на неизведанную доныне таинственную религию.