Глава I.
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРМОНИЗМА.
Рождение и детство пророка мормонов - Семейство Смит. - Мнение Брайама Юнга. - Волшебный камень. - Золотые доски. - "Исправленные египетские буквы". - Напечатание "Книги Мормона". - Перечень ее содержания. - Настоящий автор сочинения. - Первые знаменитые шесть обращенных. - Эмма Смит. - Избранная женщина и дщерь Божия. - Сидней Ригдон. - Первая Эра. - Сион в Миссури. - Кэртлэндский банк. - Плутовство и преследование. - Война в графстве Джексон. - Поездка Смита к реке Миссури. - Падение "Божия банка". - Бегство пророка. - Мормонская война. - Заточение Смита. - Бегство в Иллинойс.
Иосиф Смит, основатель мормонизма, родился 23-го декабря 1805 г., в Шэроне, в графстве Виндсор. Его родители, Иосиф Смит старший и Люси Мэк Смит, принадлежали к низшему слою общества и были, по свидетельству их соседей, необразованные, суеверные, ленивые и неправдивые люди. Они верили во все сверхъестественное точно также, как и в естественное, потому что были невежественны как в одном, так и в другом. Эти качества, казалось, перешли также и на сына; но уже в раннем возрасте он превосходил прочих членов семьи особенным лукавством и духом изобретательности, делавшим его способным иметь готовый рассказ на всякий непредвиденный случай.
В 1815 году семейство Смит перебралось в Нью-Йорк и поселилось близ Пальмиры, в графстве Уайн, где оно прожило десять лет. Здесь молодой Иосиф обнаружил замечательный талант к ничегонеделанью, в раннем возрасте избрал профессию "водяной колдуньи" и под этим прозвищем путешествовал по соседней стране; с вилообразной палкой или ореховым прутом в руке, держа его особенным манером и посредством его отклонений он обозначал то место, где, по его соображению, находились ближе всего к поверхности водяные ключи. Это также составляло и часть занятий его отца; но маленький Иосиф обладал действительным, хотя своеобразным гением, и скоро задался более грандиозными планами. Он начал "отгадывать" присутствие краденых вещей, посредством волшебного камня, который носил с собой в шляпе, и помощью его же - разузнавал где лежат скрытые сокровища. Можно привести бесчисленное множество рассказов из его детства, предсказавших, что он пойдет далеко в науке надувательства. Но многие из них основаны только на слухах, и мы можем считать достоверными только те, которые подтверждаются свидетельствами некоторых правдивых людей, бывших его соседями. После десятилетнего пребывания в Уайне семейство Смит переехало в соседнее графство Онтарио и поселилось около города Манчестера. Здесь, ознакомясь с местностью, маленький Иосиф поступил в агенты к мистеру Уилльярду Чэзу и его заставляли, вместе с другими, откапывать колодцы. Однажды, за этой работой; он и прочие работники нашли какой-то круглый, белый камень, и Иосиф взял его себе, к великому горю детей мистера Чэза, которые зарились на этот камень как на красивую игрушку. Это был в последствии тот самый знаменитый "волшебный камень", которому Иосиф приписывал столько чудес. Многие из этих рассказов не отвергаются даже самыми завзятыми мормонами. Они знают, что Иосиф Смит был низкого происхождения, очень беден, ленив и необуздан, так что заслужил прозвище "дикого мальчика". Брайам Юнг выражается особенно свободно об этом, говоря в заключение: "что пророк был низкого происхождения, невоздержан, даже бесчестен и лжив в юности, - но это вовсе не касается его миссии. Бог всемогущ и часто пользуется самыми низкими орудиями. Иосиф создал религию, которая спасет нас, если мы будем ее придерживаться. Возразите, что ни будь против этого, если можете. Я не обращаю внимания на то, что он игрок, лжет, божится и ездит каждый день на лошадях, так как это не касается моей веры. Религия-все во всем".
Брайам прав; ранний возраст пророка мало касается религии, а только означает его характер и достоверность свидетельства о нем. Опишем вкратце происхождение этого нового богослова, примем во внимание важное свидетельство и, как беспристрастные судьи, выслушаем сперва, рассказ пророка. Спустя несколько лет по установлению мормонизма, Иосиф рассказывал следующее. С 15 лет он начал заботиться о спасении своей души, и в то же время сильная религиозная распря распространилась в Нью-Йорке. Иосиф пожелал обратиться и его мать, сестра Софрония и братья Самуил и Гирум, присоединились к церкви. Но когда оживление исчезло, то между различными духовными лицами началось большое соревнование: за которым из них останется наибольшее число обращенных. Иосиф был крайне огорчен этим, и в душу его забрались серьезные сомнения.
В таком настроении духа он открыл Библию и взор его упал на текст "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков - и дастся ему". (Иаков. I:5). Он ушел в уединенный лесок, находившийся близ дома его отца и, став на колени начал молиться, прося Бога вразумить его: которая их всех сект действительно правая. Во время молитвы, весь лес озарился ярким светом, и глазам его представились два сияющих ангела, которые сказали, что все грехи ему прощены. Он узнал также, что ни одна из сект не свободна от заблуждений, что Бог избирает его для восстановления истинного пастырства на Земле. В последствии, его опять начали мучить сомнения и, будучи молод, он впал в свойственный юности грех, но 23 сентября 1823 года Бог снова услышал его молитвы и ниспослал к нему небесных вестников, чтобы сообщить ему о прощении его грехов. Затем его посещал от времени до времени ангел, говоривший ему о его обязанностях, и, наконец, возвестил ему, что на холме Кумора, недалеко от Манчестера; зарыты золотые доски, содержащие историю устройства Америки до Рождества Христова. После нескольких предварительных посещений, 22 сентября 1826 года золотые доски были помощью неба сняты с холма Кумора и вручены ангелом Иосифу. Во время этого видения он видел также большое скопище диаволов, мешавшие ангелам в их работе.
Доски имели толщину жестяного листа и, будучи соединены между собою наподобие книги, скрепленные вдоль одной стороны тремя кольцами, образовали, таким образом, книгу в шесть дюймов толщины. Надпись была гравирована "исправленными египетскими" буквами на еврейском языке. В том же ящике, в котором хранились доски, были найдены два камня, прозрачные и чистые как хрусталь, Урим и Туммим, служившие в древние времена еврейским первосвященникам орудием для разгадывания отдаленного прошлого и будущего. Когда распространилось известие об этом открытии, пророк сделался предметом насмешек, клеветы и тщетных усилий черни лишить его этих досок. Он был заблаговременно снабжен свидетельством. Оливер Коудери, Дэвид Уитмер и Мартин Герис представляют следующий торжественный сертификат: "Мы видели доски, содержащие надпись; они были переведены милостью и могуществом Бога, так как его голос объяснял нам все, прежде чем мы уверились в правоте дела; это было его делом; и мы свидетельствуем всем, что ангел Божий снизошел с неба и положил перед нашими глазами золотые доски, и мы узрели надписи".
Свидетельство этих людей служит предисловием всех печатных копий "Книги Мормона" - так называют теперь это сочинение. Оливер Коудери был в то время странствующим школьным учителем и известен, как отличный писарь. Оп помогал при переводе надписей на досках, долгое время выдавал себя за святого, и, наконец, был отлучен от церкви в Миссури за ложь, обман и безнравственность. Он долгое время вел бродячую жизнь и вскоре умер жалким пьяницей.
Легковерный Мартин Герис был фермер, живший недалеко от семейства Смит. Он был до того проникнут мыслью, господствовавшей в это время религиозного всеобщего возбуждения, "что близок день страшного суда", что заложил свою ферму за три тысячи долларов, чтобы вырученными деньгами заплатить за печатание книги. Он поддерживал мормонов до тех пор, пока не истощились его средства, а затем, поссорившись с Иосифом Смитом, вернулся снова в Нью-Йорк. 0 Дэвиде Уитмере мало известно. Он оставил общество мормонов в одну из поездок в Миссури и поселился в этом штате. Но пророк имел других свидетелей. Вскоре после того четверо из семейства Смит, трое из Уитмеров и другие, в числе восьми человек, заявили следующее: "Иосиф Смит, переводчик, показывал нам переведенные им доски, имевшие вид золота, и многие из них мы держали в руках и видели на них гравированные надписи, представляющие любопытный образец старинной работы".
Согласно рассказу Смита, он в первый раз встретил Оливера Коудери 16-го апреля 1829 года и уверил его в своей божественной миссии; следующего 5-го мая явился Иоанн Креститель и приказал им обоим принять пастырство Аарона, после чего они крестили друг друга. В июле золотые доски были показаны "трем свидетелям", и в этом же году перевод был окончен. Он был начат уже прежде, но прерван в июле месяце 1828 года, вследствие того странного обстоятельства, что жена Мартина Гериса украла сто восемнадцать страниц из рукописи. Как оказалось потом переводчики думали, что она намеревалась ждать до тех пор, пока они дополнят похищенную часть, затем издать оригинал отдельно и этим доказать, что их сочинение не согласовалось с ним буквально. Но они, казалось, приписывали ей больше хитрости, чем было в действительности. Она настойчиво уговаривала мужа отказаться от новой, спекуляции и сожгла часть рукописи, принесенной им домой, надеясь этим положить конец работе. В последствии она, обратившись к судебной власти, пыталась помешать ему распоряжаться своей фермой, но, потерпев и здесь неудачу, окончательно разошлась с ним. Перевод был тогда окончен, причем большую часть последней копии составил Оливер Коудери. "Книга Мормона" вышла в свет в начале 1830 года, в числе трех тысяч экземпляров, напечатанных, по контракту, мистером Померой Тэкером, издателем какой-то местной газеты. Он издал, по истечении немногих лет, замечательное сочинение "0 начале и прогрессе мормонизма", содержащее много интересных фактов относительно происхождения этой секты. Первый пробный лист был дан мистером Тэкером, как образец редкости, двоюродному брату его Стеве С. Гардингу, которого он называл "юношей, любящим все забавное". Мистер Гардинг вскоре переселился в Индиану и, ровно через тридцать два года, был назван президентом Линкольном губернатором Юты, куда он повез с собой пробный лист и отдал его церковному историку.
"Книга Мормона" быстро распространялась и возбудила некоторые толки. Представим здесь краткий очерк этого сочинения. Оно состоит из нескольких книг носящих заглавия по их авторам - книга Нефи, книга Альмы, Эсфири, Иареда и т. д. Они содержат следующий рассказ. В царствование Седекии, за шестьсот лет до Рождества Христова одно еврейское семейство с немногими друзьями и приверженцами, предупрежденное Богом о предстоящем времени великих бедствий и рабства, оставило Иерусалим и отправилось на восток искать "обетованную землю". И после многих странствований и смерти патриарха они дошли до моря, где Нефи, наследовавшему от отца сан патриарха и пастыря, Бог повелел выстроить лодку, снабдив его "двойным шаром и шпилькой", долженствовавшими служить для той же цели, для какой служит моряку изобретенный в новейшее время компас. Они отправились в этой лодке в море и в известное время достигли материка Америки. Из последующих рассказов видно, что они высадились в центральной Америке. Там число их быстро возрастало, но в среде их возник раскол; некто Ламан, вместе со своими последователями, отказались от повиновения пастырству, за что были изгнаны, прокляты и осуждены сделаться "жестоким и диким народом", иметь черную кожу, рыться в земле, отыскивая себе, корни для пищи и преследовать друг друга в лесах, как преследуют звери свою добычу. Но было также предсказано, что последние из них освобожденные от проклятия, "будут избранным народом, который будет процветать подобно розе под учениями святых последних дней". Это были ламаниты, называемые в настоящее время индейцами, между тем как христиане были известны под именем нефитов. Последние распространились по северу и югу Америки, сделались, богаты и могущественны, построили города Зарагемлу, Якоббугат, Манти, Гиджиддони и положили основание многим другим, если судить по многочисленным развалинам, найденным на этом континенте. Нефиты были управляемы поочередно Нефи первым, вторым, и третьим, Ноем, Альмой, Кишем, Кориантимнором и множеством других, и успешно просвещались пророками. Но и ламаниты множились подобно им и вели почти непрерывную войну с нефитами, пока не была разорена большая часть страны. По этому рассказу, в Старом свете не было такого воинственного и кровожадного народа, как они, и битвы, в которых падали от двадцати до пятидесяти человек, были самым обыкновенным происшествием. Нефиты были расстроены вследствие ложных учений, ереси и раскола; настоящее пастырство было осмеяно; появился один человек, который начал проповедовать универсализм, учение о поголовном спасении в последний день мира, другие же поклонялись чужим богам. Значительная масса народа совратилась и присоединилась к ламанитам, и шайка разбойников, под предводительством Гадиантона, разорила большую часть страны. Наконец появились пророки и возвестили о пришествии Христа, который, после крестной смерти в Иерусалиме, проповедовал Евангелие в Америке. В минуту его смерти, и эта страна была погружена во мрак; сильноё землетрясение разрушило порочный город Якоббуисат и открыло большие пропасти и пучины во всей стране, которая геологически совершенно изменилась. Некогда нефиты признали Христа, но следующие поколения снова сделались вероотступниками и Бог предал их в руки врагов. Могущественный начальник Омалдагус, владения которого простирались от Скалистых гор до Миссисипи, сражался с нефитами, и после него многие другие. Мало помалу, нефиты были отброшены к востоку, но, остановившись у берегов реки Эри и сражались до тех пор, "пока вся земля покрылась трупами". Они окончательно расположились в 430-м году по Р. X. около холма Кумора, в графстве Онтарио, где их снова встретили ламаниты, и битва продолжалась до тех пор, пока двести тридцать тысяч нефитов не были покорены; остаток был взят в плен, и только Мормону и его сыну Морони удалось бежать.
Многие цари и пастыри писали хронику и отчеты о своем правлении и Мормон, собрав все это в отдельный том, прибавил собственную книгу и отдал их сыну. Последний докончил летопись и зарыл все в холме Кумора, уверенный, что через четырнадцать столетий, Бог пошлет великого пророка, который вручит людям книгу. Таковы - книга и очерк, сделанный Иосифом. Подобное свидетельство уже представляет достаточные причины отвергнуть ее, не говоря о том; что содержание книги представляет явный обман.
Перейдем теперь к другому рассказу. В 1812-м году, мистеру Паттерсону, книготорговцу в Питсрбурге, было представлено сочинение под заглавием "Найденная Рукопись", автором ее Соломоном Спаульдингом. Этот господин родился в Пенсильвании, имел ученую степень из дартмутской коллегии и уже несколько лет состоял пресвитерианским священником; потом он сделался, болен, оставил священническую должность и умер, наконец, от истощения сил. "Найденная Рукопись" была написана Спаульдингом в виде исторической повести об устройстве Америки, и он предложил мистеру Паттерсону напечатать ее с предисловием, из которого было бы видно, что содержание ее взято с досок, вырытых в Огайо; но последний не думал, чтобы это предприятие ему удалось. В то время в конторе мистера Паттерсона служил Сидней Ригдон; последний умер в 1826-ом году, и, что сталось с копией этой рукописи - неизвестно. Миссис Спаульдинг имела тогда другую полную копию, но в 1825-ом году, в бытность ее в Онтарио, где она жила по соседству с неким мистером Страуд, для которого Иосиф Смит также откапывал колодец, эта копия была также потеряна. Миссис Спаульдинг полагает, что она была украдена из ее сундука. До сих пор все ясно и нет особенного разногласия между обоими рассказами; но когда вышла в свет "Книга Мормона", вдова и брат Соломона Спаульдинга и многие другие лица, слышавшие как автор читал свое произведение, немедленно же объявили, что новое сочинение почти тождественно с "Найденной Рукописью" и разнится только в известных введенных местах, трактующих об ученых пунктах. Заявление это быстро распространилось между всеми и побудило Сиднея Ригдона напечатать крайне резкое и оскорбительное письмо к миссис Спаульдинг. Мормонские историки говорят, что книга Спаульдинга была простая идолопоклонническая повесть, и, что весь рассказ-выдумка д-ра Филастуса Гэрльбэта, который отступил от святых в Огайо по разными путями "преследовал" Иосифа Смита. Заявление вдовы и брата подтверждается свидетельством сера Иосифа Миллера, живущего теперь в Вашингтоне, который часто слышал, как мистер Спаульдинг читал свое сочинение, мистера Редикамки, жившего прежде вместе со Спаульдингами и многими другими, знавшими об этой книге. Недостанет места, если привести все свидетельства, говорящие в пользу вышесказанного заявления. Скажем здесь, что хотя достаточно одной моральной силы, чтобы уверить большую часть умов, однако это не доказывает, чтобы можно было выдать одно предположение за несомненный факт и изобличать Смита и Ригдона в воровстве и обмане перед судом. Если бы доказательство было немного строже, нежели оно есть, я бы решительно восстал против требования Спаульдингов, основываясь единственно на содержании книги, так как слог и самая мысль ясно говорят, что вышеозначенная книга не может быть сочинением человека, который обладает богословскими знаниями и имеет ученую степень; но нет сомнения, что произведение Спаульдинта было взято Смитом, Ригдоном, Коудери и другими, и послужило им программой для сочинения; оно было значительно изменено и дополнено ими, многие характеристики были совершенно выброшены, чтобы провести свидетелей Спаульдинга, которые могли припомнить содержание его произведения только по сравнении его с "Книгой Мормона", и забыть многое, что не было включено в ней.
Говорить теперь о трех свидетелях мы считаем лишним: дальнейший ход рассказа покажет нам, какой вес можно придать их заявлению. В последствии было ясно доказано, что Сидней Ригдон был первым зачинщиком обмана, и что Смит, кстати, подвернулся быть пророком.
1830-й год составляет эру мормонов. В начале весны появилась "Книга Мормона" и в достопамятное 6-е апреля была организована мормонская церковь близ Манчестера. Шесть членов были крещены и назначены старшинами, а именно: Иосиф Смит старший, Иосиф Смит младший, Гирум Смит, Самуил Смит, Оливер Коудери и Иосиф Найт, все, за исключением двух последних, из семейства Смит. Таинство было немедленно установлено и признано за "дар св. духа". 11-го апреля Оливер Коудери говорил первую публичную проповедь о новой вере, и в тот же самый месяц было сотворено первое чудо в Кольвилле, в графстве Бруме. 1-го июня церковь, умножившаяся несколькими новыми приверженцами в лице Уитмеров и других, собрала "первую конференцию" в Файэтте, и в том же месяце Иосиф Смит был два раза арестован за "ложные учения", предан суду и оправдан. Этим временем, 18-го января 1827-го года он женился на Эмме Гэль дочери Исаака Гэль из южного Бэнбриджа, и в 1830 году она была вследствие "особого откровения" признана за "избранную женщину и дщерь Божию, а затем именовалась более ученым образом "Electa Cyria"(избранница Божия). Она почувствовала полнейшее отвращение к религии своего мужа во время пребывания своего в Наву и не выражала ни малейшего сожаления при его смерти; она отказалась переселиться в Юту, но отступила от веры, вышла замуж за язычника и содержала большой старый отель в Наву. В августе 1830-го года, Парлей П. Пратт, молодой кэмпбелитский проповедник, приехал нарочно послушать о новой вере, в которую тут же обратился, а вскоре после того Сидней Ригдон стал ярым мормоном. Их собственная история говорит, что они ничего не слышали о Смите до этого времени. Вскоре после того был крещен Орсон Пратт, и новая церковь имела теперь драгоценный материал в знание Библии и ловкость в спорах Сиднея Ригдона и догадливость и хитрость Иосифа Смита были соединены в деле пропаганды и обращения в новую веру. В октябре были посланы миссионеры к "ламанитам", а в декабре Сидней Ригдон посетил Иосифа Смита и проповедовал несколько времени в окрестностях. В январе Смит отправился в Кэртлэнд в Огайо, где жил Ригдон и проповедовал по дороге. Ригдон собрал предварительно шайку, около ста человек, которые называли себя "учениками"; большая часть этих фанатиков отступила от других сект и крепко веря в буквальное и быстрое исполнение пророчеств, находилась ежедневно в ожидании каких-то великих событий. Многие из них в одно и то же время приняли новую веру и организовали церковь из тридцати членов. "Вследствие откровения" от 9-го февраля, старшинам было повелено отправиться далее по двое и проповедовать главным образом о "наступлении последних дней мира сего". Эта идея одна из тех, которые имеют сильное влияние на умы. Она не довольствуется одними несведущими людьми; многие образованные во всяком поколении проникнуты мыслью, "что в наше время свет стал до того порочен, что Всемогущий Бог готовится произвести большую перемену", и, не смотря на ясные объяснения Св. Писания, фанатики перетолковывают кроткие наставления Евангелия и заставляют людей думать, что огонь ада и бедствия угрожают положительно всем, но только не их собственной секте. Мормоны начали с низшего слоя хилиастов (ожидающих переворотов чрез каждые 1000 лет), но они не проповедовали (подобно хилиастов), что весь мир должен погибнуть, но должны погибнуть только те, которые откажутся признать новое евангелие. Они не говорили когда назначено время разрушения, но, по словам их, оно было неизбежно. В начале 1831-го года, Джон Уитмер был назначен церковным архивариусом и историком, и около того времени в Кэртлэнд прибыли оставшиеся в Нью-Йорке святые, что считается в мормонских летописях первой эрой.
6-го июня состоялись первые переговоры между Мелхиседеком, иди главным пастырем, и старшинами; вскоре после того Иосиф Смит был извещен откровением, что окончательное сборное место святых должно быть в Миссури. В том же месяце он отправился с немногими старшинами и в середине июля прибыл в графство Джэксон, в штат Миссури, где другим откровением было возвещено, что это и есть "Сион, который не подвигнется" и вся страна эта была торжественно назначена для "Владыки и его святых". Они начали строиться и заложили первый фундамент в городском округе Коу, двенадцать миль на запад от Индепенденса. Другое откровение, 2-го августа, назначило место для великого храма, в трехстах ярдах на запад от присутственного места в Индспендепсе оно было освящено религиозными упражнениями, последовавшими за большим приобретением "даров".
4-го августа из Кэртлэнда прибыла другая большая партия и назначена была "Всеобщая конференция" в Сионе" и последующее откровение сообщило Иосифу, что эта страна будет принадлежать им "не иначе как вследствие стяжания или кровопролития".
Что подразумевалось под этим странным выражением - невозможно теперь определить. Мормоны объясняют это очень наивно, а миссурийцы полагают, что святые соединятся с индейцами и вытеснят старых поселенцев. В конце августа Иосиф Смит вернулся в Кэртлэнд и вскоре отстроил мельницу, кладовую и банк. Банк этот не представлял никаких: государственных обязательств в обеспечение, а основывался единственно на личном кредите собственников. Так как многие богатые люди участвовали в новом этом предприятии, то банковые билеты сразу распространились. Иосиф Смит был сделан председателем, а Сидней Ригдон кассиром. Следующие пять месяцев, Иосиф путешествовал в северных и восточных штатах, обращал многих в новую веру и собирал их или в Кэртлэнд, или Миссури. Старшины, посланные в феврале месяце, имели довольно значительный успех, и Самуил Смит, брат пророка, оказал церкви большую услугу, обратив Брайама Юнга. Эта замечательная личность родилась в Уайтиигэме, гр. Уиндгэм, Вермонт, 1-го июня 1801-го года. У него было четыре брата и шесть сестер, которые все сделались мормонами. Он был крещен в апреле месяце 1832-го года Элеазером Миллардом и вскоре, затем присоединился к обществу мормонов в Кэртлэнде. Он вырос на ферме, учился ремеслу маляра и стекольщика, которые бросил после своего обращения в мормонизм. В нем Иосиф Смит увидел человека, "рожденного для властвования", и его тонкая хитрость и глубокое знание слабых сторон человеческой натуры доставили ему вскоре некоторый вес в церкви. В марте 1832-го года Иосиф Смит и Сидней Ригдон, во время своего отсутствия из дома, были остановлены и поколочены "черню" по отзывам противников-за попытку ввести коммунизм, за обман и бесчестные действия, по их же словам - они пострадали за правду, и это время называется "началом гонения". В начале апреля Иосиф Смит счел нужным снова отправиться в Индепенденс где происходило что-то в роде "вселенского собора" и была учреждена типография. В июне вышел первый номер "Утренней и вечерней звезды" первого периодического журнала, издаваемого В. В. Фельпсом. Иосиф вскоре вернулся в Кэртлэнд и в конце того же самого года был окрещен Гебер Чэз Кимпбаль. В феврале 1833-го года, Иосиф Смит кончил свое "вдохновенное переложение" Нового завета и вскоре откровение одарило его способностью уравнять или привести в порядок дела в Сионе. Три верховных пастыря, а именно: Иосиф Смит, Сидней Ригдон и Фредерик Уилльямс были избраны "представителями церкви" и в тоже время "удостоились узреть Спасителя и лик ангелов".
Весной 1833 года, число мормонов возросло до полутора тысяч в графстве Джэнсон, в Миссури. Они совсем завладели Индепенденсом, где издавалась их газета, и начали быстро расселяться на запад. Сильное религиозное возбуждение, господствовавшее в Соединенных Штатах во время десятилетия от 1820-1830, которое повело к дикому явлению "тряски" и к богослужению, выражавшемуся в рыданиях, прыжках и бормотании, кажется, оставило осадок своих худших элементов в мормонизме. Они ежедневно объявляли старым поселенцам, что Бог отдал им целую страну Миссури; что кровавые войны истребят в ней все другие секты, что "вся страна будет залита кровью от Миссисипи до границы", и что те немногие которые переживут то время, будут слугами святых, во владение которых падет все богатство страны. Когда число их возрастало, ими овладели гордость и надменность; они стали называть себя "царями и пастырями высшего Бога" и смотрели на всех прочих, как отщепенцев, осужденных на скорую гибель. В разговоре с миссурийцами они всегда говорили, что все церкви, учрежденные последними, "суть дела рук Диавола" что они и все члены их обречены на проклятие Божие, что они хуже язычников и не достойны более жить на свете. Нельзя сказать, чтобы они позволяли себе явные нарушения закона, столь нередкие между другим бедным и невежественным народом, но общее поведение их было несносно. В первом порыве религиозного энтузиазма, своеволие их, казалось, не знало пределов, они объявляли всей стране, что бесполезно и бессмысленно язычникам открывать фермы, так как Бог никогда не допустит их наслаждаться плодами своих трудов; работникам говорили, что они никогда не будут вознаграждены за свой труд и что вскоре язычники не будут иметь ни имени, ни места в Миссури.
Простодушные миссурийцы с удивлением слушали их первые проповеди, потом же стали смеяться над их уверенностью в превосходной их чистоте и святости; но вскоре их чрезвычайное умножение надменность возбудили серьезные опасения за будущее. Миссурийцы, не привыкшие к загадочному языку их прорицаний, объясняли себе их проповеди так, что "святые" будут избраны Богом для выполнения его мести, и истребят неверующих; многие были раздражены против них их речами, и общественное мнение было сильно возмущено. В апреле 1833 г. в Индепенденсе собралось значительное число миссурийдев и объявило, "что должны быть приняты меры для защиты", но не решило ни на чем. Первый июньский номер "Утренней и Вечерней звезды" содержал статью, под заглавием "Свободный цветной народ", возбудившую гнев старых граждан против мормонов, как "аболиционистов"; в ответ на нее последовал меленький памфлет, озаглавленный "Предостережение против ложных пророков". При приближении лета, число мормонов, казалось, было достаточно, чтобы завладеть графством в августовском собрании, и это снова вызвало опасения старых поселенцев. Не сделав никаких предварительных условий, в Индепенденсе собралась вооруженная толпа из трехсот человек, ворвалась в редакцию газеты, арестовала и оскорбила многих из святых, двух из них немножко посекла и требовала, чтобы все они оставили графство. Оливер Коудери поспешил в Кэртленд, чтобы посоветоваться с Иосифом Смитом, но в его отсутствие святые решились, согласно приказанию граждан, оставить графство Джэксон. 8 октября В. В. Фельпс и Орсон Гайд подали губернатору Миссури Дэнклину адрес, в котором просили защиты; тот отвечал, "что они имеют право на покровительство закона, если останутся в Джексоне". Ободренные этим они переменили решение покинуть графство, но в конце месяца толпа опять восстала, сожгла десять мормонских домов и произвела другие беспорядки. Мормоны вооружились, начали стрелять в толпу, причем двух убили; тогда против них пошло уже все население и даже просило другие графства о высылке подкрепления; мормонами овладел страх, они внезапно выехали из Джэксона и переправились в ночь с 4 на 5 ноября через реку Миссури в графство Клэй.
Первое изгнание мормонов комментируется различно народ графства Джексон поступили противозаконно - это ясно, но что он сделал то, что сделало бы девять графств из десяти - это также не подлежит сомнению. Ими, кажется, не столько руководило озлобление, как опасение за поступки мормонов в том случае, когда в их руках будет власть; основательность этих опасений покажут нам последующих события. Близкое соседство мормонов было невыносимо; поселенцы решили, чтобы они оставили их. Толпа позволила "святым" увезти с собой все типографские принадлежности в графство Клэй, где они вскоре начали издавать газету под заглавием: "Миссуриский исследователь". Они поселились в графствах Клэй и Ван-Бэрэн, но были так "преследуемы", в особенности в последнем, что не могли там ужиться.
Этим временем Иосиф Смит и другой, более образованный класс мормонов обстраивали Кэртлэнд. 2 июля 1833 года Смит окончил свое "вдохновенное переложение" Ветхого Завета и потом учредили в Кэртлэнде типографию для издания газеты "Вестник и защитник святых последних дней". Старый Смит, отец пророка, был сделан патриархом, а епископ Партридж главой этой ветви церкви. Когда до Иосифа дошли слухи о происшествии в графстве Джэксон, он решил начать войну "и стал собирать маленькое войско". Вскоре в его распоряжении было двести человек, с которыми он отправился на запад,- "по реке Миссури", согласно народному преданию; по летописям же мормонов "выкупить Сион". Около этого времени Иосиф имел новое откровение, которое можно найти в "Учениях и заветах"; между прочими наставлениями в нем есть следующее замечательное место:- "Смотри! это сказано или написано в моих законах: не делай займа у твоих врагов. Но смотри! Бог может отнять когда ему угодно и заплатить по воле его. Потому, так как вы только исполнители Божьей воли, что бы вы не делали" и т. д. Мы, поэтому не удивляемся, если мы читаем в автобиографии Иосифа, что народ, живший вдоль дороги, был очень враждебен мормонам. За два дня до выступления, 3 мая, на конференции старшин в Кэртлэнде, было уничтожено название "мормоны" и на первое время решено было именовать себя "святыми последних дней", и из отчета Иосифа видно, что мормоны на дороге отвергли свое прежнее название. Они, в отличие от древних святых, стали именовать себя святыми последних дней", так как проповедовали близкий конец мира; слово "мормоны", напротив, происходит, как полагают, от греческого слова "морму", означающего "ужасный страх" или "пугало".
Иосиф и его "армия" достигли реки Миссури в конце июня месяца, но в это время, в его лагере, близ Миссисипи, появилась холера, известная тогда в Америке только с недавнего времени, и в продолжение нескольких дней умерло двадцать человек. Тщетно Иосиф проповедовал, молился, и пророчествовал; эта ужасная и неведомая болезнь повергла последователей его в панический страх. Он сначала попробовал лечить ее посредством "накладывания рук", но должен был отказаться от этого способа, так как ему заметили другие, что если Богу угодно уничтожит их всех, то напрасно люди стараются предотвратить Его волю. Другая вооруженная сила, образовавшаяся тем временем в графстве Джексон, в ожидании его, была рассеяна сильным ураганом; по через несколько дней, холера утихла и армия достигла Либерти. Там, однако, не нашлось никакого дела, и Смит в непродолжительном временем снова вернулся в Кэртлэнд. Здесь было вскоре организовано общество из двенадцати апостолов, между которыми находились там же Брайам Юнг и Гебер Кимбалль. Первый получил "дар языков" и был послан миссионером в восточные штаты; в мае 1835 года все остальные также оставили Кэртлэнд и отправились с тем же назначением. В августе того же года происходило общее собрание в Кэртлэнде, на котором "Книга учений и заветов" и "Чтения о вере" Сиднея Ригдона были приняты за догматические. Около этого времени, к мормонам присоединился ученый еврей, бывший профессор восточных языков в Нью-Йорке, в 4 января 1836 года в Кэртлэнде была учреждена еврейская профессорская кафедра. Иосиф Смит и другие, более значительные из мормонов принялись за учение. Было решено выстроить храм, который окончили 27 марта 1836 года и назвали "Домом Божиим". Это был первый храм мормонов; постройка его стоила 40,000. Между тем губернатор Дэнклин попытался снова ввести мормонов во владение их землей в графстве Джексон, вследствие чего комиссия, составленная из граждан последнего, представила мормонам следующее:
"Нижеподписавшаяся комиссия, уполномоченная гражданами графства Джексон, предлагает мормонам купить у них всю землю, которой они владеют, равно и все улучшения, сделанные мормонами в каких бы то ни было местах вышеозначенного графства и существовавшие до первого разлада между жителями Джексона и мормонами. Далее она предлагает, чтобы оценка означенной земли и улучшений была сделана тремя беспристрастными посредниками, которые будут выбраны с согласия обеих сторон; в случае же неудовольствия одной из сторон, предоставляется сделать новый выбор. Затем она предлагает, чтобы двенадцати из мормонов было позволено отправиться с посредниками осмотреть и оценить их землю и улучшения; граждане графства Джексон ручаются за их полнейшую безопасность в это время. Далее она предлагает, по установлении посредниками стоимости земли и улучшений, заплатить за мормонам по сто процентов надбавки по истечении тридцати дней".
Далее она предлагает, чтобы мормоны никогда, ни коллективно, ни индивидуально, не поселялись внутри пределов графства Джексон. Мормоны, при платеже, должны дать письменное обязательство в обеспечение передачи их земель в графстве Джексон, согласно вышеозначенным условиям; комиссия, со своей стороны, тоже даст подобное обязательство с таким же обеспечением, какое будет признано достаточным для платежа денег согласно вышеозначенному предложению, и т. д. и т. д.
Мормоны всегда говорили, что единственною причиной их последних смут была их "религия>, но что они были удалены из графства Джексон оттого, что "чернь желала завладеть их землями". Вышеозначенный документ, без сомнения, опровергает это обвинение.
Более значительные лица графства предложили свое собственное обеспечение в платеже, но мормоны отвергли их предложение на основании слов Божиих, что "Сион не подвигнется". Граждане Джексона догадались тогда, что они будут атакованы со стороны графства Клэй, и вооружили в последнем против мормонов тех, которые уже имели причины жаловаться на них; таким образом, они заставили мормонов, в мае 1836 года, удалиться, что они и сделали, поселившись в графствах Кэрролль, Дэвис и Колдуэлль. В последнем мормоны основали город Фар Уэст, и эти графства, будучи новым и ненаселенным, начали быстро процветать.
В июне 1837 года была послана первая заграничная миссия в Англию, состоявшая из Кимбалла, Орсона Гайда и Ричардса. 30 июля они крестили там первых обращенных в р. Рибле, и первая конфирмация членов была 4 августа в Уакерфорде. Первая конференция английских мормонов происходила 25 следующего декабря в Престоне, там, где бывали петушиные бои.
Осенью того же года рушился кэртлэндский банк, учрежденный Смитом и Сиднеем Ригдоном; обстоятельство это вызвало большой скандал, и пророк счел за необходимое "уйти от Сиона" в Миссури. Смит и Ригдон оставили Кэртлэнд через два дня, и кредиторы преследовали их около ста миль; но, по словам автобиографии Иосифа, "Бог избавлял от руки их гонящих". Они достигли города Фар Уэст в марте, и нашли в недрах церкви ужасный раскол. Власти Иосифа было недостаточно для водворения порядка и Мартин Гаррис, Оливер Коудери и. некто Л. Э. Джонсон были "отлучены от церкви", между тем как Орсон Гайд, Томас Марш У. Фельнс и многие другие сделались вероотступниками и взвели много серьезных обвинений против Иосифа Смита и других руководителей мормонизма. Они говорили об их измене против штата и вступлении в заговор с индейцами, обвиняли их в обмане, воровстве скота и попытках ввести коммунизм и общность жен. Иноверцы вооружили соседний народ против "Святых"; и, в виде защиты и возмездия, образовали "Данитский союз" (По имени Дана, сына Иудина). Ими предводительствовал сначала Д. У. Пэттоп, который называл себя "капитаном Fearnot (бесстрашный)", а общество "дочерями Гедеона". В последствии они приняли имя данитов, на основании слов кн. Бытия, 49, 17: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!" 4 июля, Сидней Ригдон проповедовал то, что он называл "последней проповедью Сиднея"; в ней оп сильно нападал па язычников и вероотступников и объявил, что "святые стоят выше всякого закона". Вскоре после того, в графстве Дэвис, опять возникли смуты при выборах; все мормоны, при общей подаче голосов, хотели утвердить за собой управление графством; всеобщая схватка вспыхнула в городе Галлатине при августовском выборе: с обеих, сторон было ранено значительное число людей. Два месяца продолжались смуты в графстве Дэвис, и мормоны объявили, наконец, свою "независимость от всех земных правителей и правительств". Клерку графства, мормону, Иосиф Смит приказал не издавать больше никаких сочинений против святых; а мировой судья в Галлатине подвергся наказанию за то, что принимал против них иски. Отдельные отряды ополчения начали появляться в соседних графствах, из которых один, предводительствуемый капитаном Богатом, завязал стычку с семьюдесятью мормонами и смирил их. Другая партия мормонов атаковала военный отряд близ Ричмонда, в графстве Клэй, и убила двух из них; здесь был убит и капитан "Бесстрашный", Тогда мормоны восстали поголовно и выгнали из графства Дэвис всех должностных лиц, не принадлежавших к их вере, подожгли и разграбили город Галлатин, другую маленькую деревню, разорили окрестности страны; изгнав из нее всех жителей.
Около этого времени Брайам Юнг, из опасения за свою жизнь, бежал в Квинси, в Иллинойсе. Смуты возрастали, что губернатор Лильбэрн У. Богс, после многих попыток узнать что-нибудь определенное о "месте войны", вызвал пятнадцать тысяч войска для водворения порядка. Первый отряд имел что-то вроде битвы с мормонами в графстве Кэрролл, после которой губернатор Богс издал приказание "изгнать мормонов из штата", прибавив "и если окажется нужным, даже истребить их". Это и есть знаменитое приказание об истреблении мормонов, а губернатора Богса мормонские историки называют "Нероном". Другой военный отряд встретился с ополчением мормонов у мельницы Гауп и, в отмщение, истребил весь и отряд, из которого только двое ускользнули живыми. Остальные вооруженные мормоны начали отступать и, наконец, соединились в городе Фар Уэст, где они, будучи окружены большим военным отрядом под предводительством генералов Донифана, Лукаса и Кларка - принуждены сдаться. Большая часть награбленного ими имущества была отнята у них и возвращена владельцам; значительное число мормонов было освобождено под условием оставить штат.
Иосиф Смит, Гирум Смит и сорок других были оставлены для наказания, и офицеры, составив немедленно военный суд, приговорили многих из них к расстрелу. Но генерал Донифан, искусный адвокат и храбрый человек, предотвратил это безумное и противозаконное действие, воспользовавшись своею властью и влиянием. Пленники были представлены в ближайший окружной суд, где судились "за измену убийство, грабеж, поджигательство и нарушение порядка". Они, разумеется, не могли быть суждены за большее, но, по видимому, многие из них были действительно виновны во взведенных на них преступлениях; в ожидании окончательного наказания их приговорили к тюремному заключению. Отчет, составленный по этому делу, был напечатан по приказанию миссурийской законодательной власти и представляет оригинальный пример того, как несколько плутов могут погубить целый народ, если только он достаточно невежествен и фанатичен. Был установлен мир, но история народных смут показывает, что случаи частной мести беспрестанно повторялись, и во многих местах мормонам были наносимы ужасные оскорбления теми лицами, которые чувствовали к ним личную вражду. Их начальники и руководители возбудили раздор, за который пострадали невинные; наиболее смирные, покорные мормоны были жестоким образом изгнаны из своих домов в самое суровое время года, лишены всех средств к существованию, лишены права распоряжаться своим имуществом и таким образом обречены на одни страдания. Они собрались в числе более двенадцати тысяч человек, и в декабре месяце эта громадная толпа двинулась к Иллинойсу; некоторые из них благополучно дошли туда в январе 1839 года. Они поселились в западных графствах, где могли найти себе пропитание или занятие, в особенности в городе Квинси, в графстве Адам, между тем как другие отправились в Спрингфилд и Сен-Люи. На них всюду смотрели как на мучеников за веру и отчасти также как на пострадавших за свое "вольнодумство; в Иллинойсе только что начались волнения по поводу возбужденного вопроса об уничтожении рабства; и мормоны были изгнаны из штата, где оно господствовало. Прибрежные жители Миссури всегда, и в это время в особенности, пользовались дурной славой, и жители Иллинойса, по видимому, были рады случаю показать свое нравственное превосходство над этими "береговыми буянами". Они не слушали заявления мормонов, что их религия была единственною причиной беспокойств и, в самом деле, более разумные не могли этому верить; а немедленно вывели то заключение, что нью-йоркские мормоны и новоанглийские янки изгнаны за то, что они были приверженцами уничтожения рабства, так как миссурийцы не могли допускать подобных воззрений. Население Иллинойса, в особенности западных графств, было малосведуще и еще менее заботилось о различиях умозрительного богословия. Эта часть страны, известная под названием "военной полосы только в недавнем времени была взята с торгов и очень быстро населялась. Религиозное воспитание народа шло у них не наравне с преуспеянием их материальных интересов, и проповедь была для них проповедью, хотя бы она говорилась монофизитом, кальвинистом, православным тринитарием или еретиком унитарием. Может быть, они не были ни нечестивы, ни скептики; религия их была шатка, однако и в пользу ее в них говорило еще чувство; но они мало понимали и заботились о сектантах, короче сказать, любовь к ближнему у этого народа была достаточно сильна, чтобы принять под свою защиту все секты, и ни один человек не был, преследуем или приводим к допросу за свою веру. При таких обстоятельствах, они приняли мормонов под свою охрану, позвали их к себе в дом, посадили за стол и, со слезами на глазах, слушали рассказы об их гонениях, и, пожимая изгнанникам руки, поклялись стоять за них до конца жизни. Подписки в пользу их были открыты во многих местах даже индейцы приносили щедрые пожертвования, и многие части страны любезно предлагали и даже упрашивали беглецов поселиться между ними.
Миссурийцы думали, в это время, что поймали слона; они имели Иосифа Смита, его брата Гирума и сорок других, содержавшихся в тюрьме по множеству обвинений; но многие свидетели уже не было больше; поэтому ожидать окончательного приговора было слишком долго, и судебная власть сочла за лучшее выпроводить заточенных из штата с тем, чтобы они никогда больше не появлялись в нем, нежели приговорить немногих в смирительный дом. Вследствие этого их стали переводить с места на место, надзор сделался слабее, и 15-го апреля Иосиф и некоторые другие ускользнули от своих караульных, которые были пьяны или притворялись. Они поспешили в Квинси, в сопровождении небольшого остатка мормонов, оставшихся в Фар-Уэсте. Другие заточенные вскоре последовали примеру первых и также бежали, и как значится в заявлении губернатора Богса "молодой и начинающий процветать штат избавился от этой фанатичной секты", но в одном мормонском стихотворении говорится: Миссури, Подобно вихрю, в своем гневе Изгнало святых и истребило их кров.
В начале мая месяца; Иосиф отправился в Коммерс в графстве Ганкок, Иллинойс, по приглашению д-ра Исаака Гэлэнда, от которого он получил полосу земли у вершины горы Moines Rapids, и немного спустя другое откровение повелело ему и народу поселиться здесь. Чтобы ясно понять их будущую историю, необходимо прочесть краткий очерк местности, любезно доставленный мне мистером Р. У. Кинней, который состоит теперь почтмейстером в Наву и живет в этих окрестностях с 1837 года.
"Ганкок, пишет он, прибрежное графство, омываемое с западной стороны, на расстоянии сорока миль, рекой Миссисипи и ее извилинами. Оно было первоначально покрыто почти сплошными лугами; простиравшимися к восточной стороне, по прямой линии, па протяжении двадцати пяти миль от Коммерса; место высокое почва неистощимо плодородная, и густые леса окаймляют ручьи вдоль восточной границы, Западая часть графства, смежная с горами Moines Rapids всегда представляли глазам путешествовавших по Миссисипи живописный вид; река была окаймлена зелеными холмами, с которых спускались чистые и не инистые ручьи, протекавшие с тихим журчаньем по своим скалистым руслам, и соединявшиеся, наконец, с водами громадной реки. "Но странное дело - между тем как другие части страны, обладавшие меньшими преимуществами и менее здоровым климатом, шли быстро по пути к благосостоянию и населению графство Ганкок оставалось почти пустыней, по истине сказать - по неизвестным причинам. "Графство Ганкок - эта прекрасная, здоровая и плодородная местность, уподобляющаяся "саду Божию", было одно из тех жалких графств, находящихся в скучной части страны между реками Иллинойс и Миссисипи, которая известна под названием "военная полоса". Она была взята по акту Конгресса; и отдана - в виде награды солдатам, участвовавшим в войне 1812 года; но, немногие из селились туда, и почти все патенты, или "права как их называли, появились на рынке для сбыта. Это доставляло в продолжение двадцати лет богатую жатву спекулянтом и местным барышникам; "военная полоса" сделалась добычей всевозможных пройдох и негодяев. Там образовалось общество владельцев "дутых патентов", которым принадлежали обширные полосы земли, соперничавшие в, пространстве с самыми гордыми герцогствами и баронскими поместьями старого света. Образование подобной монополии на общественные владения, было, разумеется, против всякой здравой политики; но еще большее зло произвело учреждение борьбы за титулы, возбуждавшее сомнение и неизвестность, бросавшее тень на дом каждого человека, который осмеливался воздвигнуть его на полосе и заставившее многих честных и предприимчивых поселенцев удалиться. В восточной части страны образовалась даже система подделывания патентов для замещения отсутствующих или умерших солдат другими, и даже делались двойные копии без подписи присутственного места.
"Сотни примеров показывают нам, что в одной и той же части страны-на три патента с легкостью делалась целая тысяча: так что вся полоса была решительно засеяна патентами, как лес осенними листьями. Зло, вытекавшее из этой системы и причиняемое еще не платежом податей отсутствующими из края, было так велико, что законодательная власть Иллинойса решилась предпринять какие-нибудь меры против этого. Но представителями законодательной власти новых штатов были вообще не очень ученые и способные государственные лица, и плуты смеялись над мыслью необразованных людей перечить планам таких людей, которые привыкли обходить содержание самого ясного статута. Законодательная власть, поставившая прежде на пробу, но без успеха, весьма строгие и резкие уставы о братстве, вместо того чтобы исправить и улучшить законы, над которыми смеялись и Джон Ду и другие, хотела испытать силу более решительного узаконения. Она постановила, что если кто-нибудь владел землей в продолжение семи лет по праву, то такое во владение должно быть признано законным всеми, и что "Джон Ду и другие", имевшие полные карманы патентов, должны быть навсегда изгнаны и исключены. Когда Джон Ду и его сообщники прочли этот устав, по их торжественным физиономиям не скользнула ни одна улыбка. Они были, наконец, изгнаны. Но все горько разочаровались при окончательном действии, произведенном этим уставом. Он только привлек "новую стаю мух" еще более голодных, прожорливых и вредных, нежели были предшествовавшие им; небо и земля были омрачены их мириадами, и ни одна ласточка не явилась истребить их".
"Когда появился "список виновных в неплатеже податей", суд окружила голодная и суровая толпа, подобная которой не встречалась со времен тощих коров Фараона, выходивших из реки Нила. Обедневшие торговцы, медники, разный праздношатающийся, суровый, лицемерный и лживый люд, громко крича, толковали между собой толкаясь в залах суда, так как каждый хотел на те немногие доллары, которые успел спасти из, общего расстройства, обманув своих кредиторов, восстановить свое состояние, и результатом была поземельная монополия еще худшая той, которая ей предшествовала. Закон имел в виду принудить отсутствующих барышников к платежу податей, но эта бессовестная толпа требовала его беспощадно и безразлично от всех и не останавливалась даже перед тем, если надо было отнять наследство у вдов и сирот. Мудрые законодатели испугались при виде бедствия, которое они причинили невинным образом. Они "вызвали духов из бездны" противно всем прежним опытам, к которым они пришли, Эти негодяи возбуждали всеобщий ужас, - и неудивительно: если бы эта низкая и безумная толпа спустилась в ад, то дьявол, с криками, бросился бы в самый отдаленный и темный угол своего царства, оставив их состязаться и спорить между собой о "таксе за титулы" на его "пылающем, троне". На "военной полосе" происходило теперь безразборчивое сражение, к которому примыкали разные лица с различными бумагами, документами и титулами, направлявшие свои копья для серьезной драки. В этом горячем споре неповинный ли в чем поселенец, незнакомый с причиной этих столкновений, не имели никакого значения, и не мог предъявить своего права ни на один фут земли, покрытой "правами солдат", поддельными патентами и таксой на титул-на всей военной полосе.
"К счастью, графство Ганкок не все было покрыто этими "титулами". Указом было дано во владение каждого солдата сто шестьдесят акров земли, ни более, ни менее. Те части, называвшаяся "дробными", которые содержали более или менее ста шестидесяти акров, поступали во владение земского муниципалитета. 0нe окаймляли берега реки и границы городского округа всего графства и стали быстро населяться до прибытия мормонов; в это время народонаселение графства Ганкок простиралось до нескольких тысяч. Для большой безопасности титулов, большая часть из них поселилась на берегах Миссисипи. Moines Rapids, своему благоприятному местоположению, обратили на себя внимание многих. Между более замечательными посетителями этой местности был генерал Роберт Э. Ли, бывший тогда лейтенантом топографических инженеров и служивший в военном департаменте; он приехал туда для обозрения места. Он посетил его в 1832 году и оставался в графстве целый год, - был известен с хорошей стороны всем старым поселенцам и уважаем за свою вежливость и благородное обращение. В то время предполагалось построить мост через Миссисипи к Mines Rapids. Ганкок стал называться графством с 1829-го года, а столица была, по истечении нескольких лет, учреждена в Карфагене.
Между тем суд разъезжал по графству, открывая заседания там, где это соответствовало видам адвокатов или где закон и справедливость считались более всего необходимыми. Между адвокатами, которые практиковали тогда в Ганкоке, были Малькольм Грегор, Арчибальд Уильямс и 0. Броунинг; первый, весьма замечательный человек, умер в молодые годы, а последний и до сих пор знаменит.
В Moines Rapids была сперва учреждена почтовая контора, названная Венецией, но там не было города, носившего это название. В 1834 году было положено начало Коммерса гг. Александром Уайтом и Джемсом Тисом, а через некоторое временя, мистер Гочкис, из Нью-Гэвена, избрал место для Коммерс-Сити выше другого города. Все доказывало промахи, но многие еще были уверены, что это было место для будущего великого города. Между владельцами "нижней части строившегося города" был д-р Исаак Гэллэнд, довольно предприимчивый человек, который, тотчас после промаха Гочкиса, завел переписку с Иосифом Смитом, которая кончилась соглашением последнего поселить весь свой народ близ Коммерса".
К предыдущему географическому очерку необходимо только прибавить, что пророк купил маленькую полосу и приобрел gratia большую; новое откровение повелело святым переселиться в этом месте Сиона; они немедленно же исполнили это повеление. Было избрано большое пространство земли для постройки города, и звезда мормонов взошла, еще раз.