Глава II.
С НАЧАЛА ОСНОВАНИЯ НАВУ ДО 1843 ГОДА.
Быстрое увеличение Наву. - Видимое благоденствие. - Преступления, многоженство и политика. - Влияние политиков. - Хартии Наву.- Правительство в правительстве. - Иосиф Смит два раза под арестом. - Освобождается С. А. Дугласом. - Арестован во второй раз муниципальным судом Наву. - Даниты. - Антимормоны организуют политическую партию. - Предательство Дависа и Оуенса. - Поражение антимормонов. - Кампания 1843 года. - Цирус Уокер, известный криминалист. - "Откровения" на выборах. Пророк обманывает законоведа. - Изумительное вероломство мормонских старшин. - Усиление народной неприязни. - Справедливый гнев против святых.
Город увеличивался с неимоверной быстротой. Небольшие временные строения, большею частью деревянные избы, служили сначала убежищем для прибывающих ежедневно святых. Первое здание на новом месте было построено 11-го июня 1839 года, и полтора года спустя, там было уже две тысячи домов, кроме училищ и других публичных зданий. Новый город был наименован Наву, слово, не имеющее значения ни на одном из известных языков; но на преобразованном египетском, по словам вымышленной, истории Иосифа Смита, означающее "прекрасный". Местоположение его было действительно прекрасно, но не совсем удобно для жителей, потому что доступно было только пароходам, и то во время высокой воды. Скоро временные строения заменялись более прочными, постоянными зданиями, везде и во всем стали заметны улучшения, и Иосиф Смит удостаивался небесных откровений, на счет того каким образом должны были производиться и эти работы. Тут в Джексонском графстве, в Миссури, по предсказанию, должен быть основан большой город и воздвигнут храм, которые должны были служить главным сборным местом секты до тех пор, пока Господь Бог не призовет ее снова в "Сион", а отсюда-то должны били производиться действия для громадного переворота в мире. Мало помалу вероотступники Миссури, с поникшей головой стали возвращаться к церкви; Орсон Гайд снова занял свое место в качестве апостола и даже был в состоянии объяснить свое явное отпадение. Вскоре затем был учрежден миссионерский совет, на котором поручили отправить миссии в чужие страны. И уже 29 августа Орсон Пратт и Парлей II. Пратт отправились миссионерами в Англию; 20-го сентября за ними последовали Брайам Юнг, Г. С. Кимбаль, Джорж А. Смит, Р..Гедлок и Т. Терлей. В 1836 году Брайам был назначен "главою двенадцати апостолов", вместо вероотступника Томаса Б. Марша. Они прибыли в Ливерпуль 6-го апреля 1840 года и усердно принялись за свое дело. Брайам взял на себя ведете предприятия; назначал разные миссии, крестил множество новообращенных, толкался в низшем слое общества, рассуждал, писал, проповедовал и совершал путешествия по несколько сот миль пешком. 29-го мая 1840-года он выпустил первый номер периодического издания "Latter-Day Saints Millennial Star", с тех пор не прекращавшегося. Он основал несколько церквей и в начале 1841 года возвратился в Наву в сопровождении семисот шестидесяти девяти новообращенных. Не задолго перед тем Сидней Ригдон написал прошение на имя законодательной власти штата Пенсильвания, об удовлетворении за убытки, понесенные святыми в Миссури, вместе с тем он испрашивал от штата, конгрессного уполномочения для того, чтобы склонить в свою пользу главное правительство; в октябре 1839 года Иосиф Смит, Сидней Ригдон, Элиас Гигби и Оррин Портер Роквель, уполномоченные искать удовлетворения, отправились в Вашингтон. Они достигли столицы 28-го ноября и немедленно были допущены к аудиенции президента Ван-Бурена, который, выслушав их доклад, возразил: "Господа, ваш иск справедлив, но я ничего не могу сделать для вас. Иначе, я рискую потерять голос штата Миссури", прибавила он, понизив голос. В его устах, последнее замечание имело смысл, что генеральное правительство не может вмешиваться в частные дела Миссури. Не эта, ни следовавшая затем просьбы не привели ни к какому результату; с каждым днем же страна обращала большее внимание на Наву. Быстрое увеличите города, возбудило удивление на востоке, и бесчисленное множество любопытных корреспондентов и туристов стекались туда со всех сторон и были принимаемы жителями крайне радушно. В октябре 1840 года было отправлено прошение за подписью многих тысяч имен о том, чтобы Наву был дарован акт присоединения, в тоже время Иосиф Смит удостоился небесного откровения, которым поведывалось начать немедленно постройку храма, поэтому, уже 3-го октября было преступлено к работе. Быстрый и неожиданный успех секты привлек к ней большое число честолюбивых людей, из которых четверо заслуживают особенного внимания.
Д-р Исаак Гэллалд в молодости был известным конокрадом и фальшивомонетчиком и принадлежал к "багровой шайке", как называли ее в Огайо. Затем он исправился и переселился в графство Ганкок, где в 1834 году явился кандидатом на юридическую должность, но был отвергнуть большинством голосов. Вскоре после того он приобрел большое пространство земли и просил Иосифа Смита поселиться у него; при этом он имел в виду набить цену остальной части земли.
Яков Бэкинстос прибыль в Ганкон из графства Сангамон, где, взяв в долг порядочное количество товара, продал его и обманул своих кредиторов; после этого он отправился к мормонам искать счастья. Брат его женился на племяннице Иосифа Смита, но Бэкинстос держался поодаль и причислял себя к разряду "дрессированных демократов", был нечто вроде местного политика; в качестве такового он оказал несколько услуга судье Стефену А. Дугласу, который в свою очередь назначил его писцом при ганкокском окружном суде, что давало ему некоторый политически вес. Затем он был, избираем в разное время шерифом и членом законодательного собрания, а кончил поприще "Джаком Мормоном".
"Генерал" Джэмс Эрлингтон Беннетт был искатель приключений человек не без дарований. В путешествии своем от Виржинии до Нью-Йорка он случайно находился в сношениях с прессой. Прежде уже он писал к Иосифу Смиту, предлагая ему религиозный и политический союз, причем чистосердечно прибавил: "вы знаете, что и у Магомета была правая рука". Иосиф написал Беннетту ответ в несколько насмешливом тоне, но все-таки предложил ему посетить Наву.
Последний не заставил себя долго ждать; тотчас по прибытии он был присоединен к церкви; но, не получив доверия в такой степени, как ожидал, скоро уехал.
Д-ра Джона С. Беннетта обыкновенно считали за "величайшего негодяя западного края". Человек этот обладал некоторыми дарованиями, честолюбием и замечательным усердием, кроме того, отличался ловкостью и умением обращаться с людьми. Имея ученую степень и бывши врачем-практиком, он приобрел некоторые познания и в военном, и инженерном искусстве, и был главным адъютантом штата Иллинойс. Вступив в союз с Иосифом Смитом он, благодаря своим дарованиям и плутовству, полтора года был его закадычным другою, и верным советником, пока, наконец, как часто случается, прекрасная женщина не разъединила их и навсегда положила конец их дружбе. Такие-то люди и множество им подобных присоединились к возраставшей секте и сделались верными союзниками и слепыми орудиями Иосифа Смита. Прочие же святые были гибкою, податливою массой; между ними, хотя и не было таких фанатиков как в Джексонском графств, за то были послушные и работящие люди, которые неусыпно заботились о материальных интересах "Сиона"
Миссии в Англии, Уэльсе и Шотландии увенчались успехом, и многие тысячи чужеземных святых прибыли в Наву; некоторые остались в самом городи, но большинство из них были рассеяны по ближайшим окрестностям, которые пророк назвал "закладками Сиона". Они не должны были соперничать с большим городом, но работать и платить ему дань. Болотистая местность, смежная с Наву, была высушена и сделалась под надзором Д. С. Беднетта обитаемым местом; переселенцы, пожиная плоды своих трудов, пользовались достатком и довольством.
Это было счастливившим временем для Иосифа Смита и "золотым веком" мормонизма. Первый не был более праздным мальчиком, не странствовал более с тростью орехового дерева; теперь он стоял во главе укрепленной и быстро увеличивавшейся секты, пользовался всевозможным почетом, имел в своей исключительной власти населенный город, обещавший в будущем сделаться богатым и могущественным. В воображении своем он так ясно видел будущее величие и благосостояние города, что уже заранее считал себя повелителем могущественного государства. Но не долго длилось это счастливое время; слабый гром возвестил о тучах, накопившихся на политическом горизонте; они шли не останавливаясь, заволакивая густыми массами все небо и грозили разрушить это гордое творение.
Перейдем же к объяснению быстрой и неожиданной перемены общественного мнения; читатель с удивлением увидит, как в короткое время дружба заменилась глубочайшей ненавистью, и как те самые люди, которые с радостью принимали мормонов, готовы были гнать их штыками. Исследование причины такой беспримерной перемены общественного мнения и сильной ненависти к мормонам составит, может быть, предмет не последней важности для политиков и послужит уроком для религиозных сект. Различные причины неудач мормонов в Иллинойс и окончательного изгнания их - могут быть разделены на три группы.
I. Уголовная.
II. Нравственная и социальная.
III. Политическая.
I. В первом случай очень может быть, что мормонам пришлось испытать на себе, во всей ее горечи, силу грубой пословицы - что, по взгляду, собаки дается и злая кличка. Долина Миссисипи, начиная от С. Луи до Галены, несколько лет тому назад была опустошена людьми довольно темного происхождения и сомнительной репутации. Вся юго-восточная часть Айовы и большая, часть северо-восточного Миссури находились в диком, жалком состоянии и служили убежищем фальшивомонетчикам, конокрадам и разбойникам. Закон оказывался слишком слабым для того, чтобы положить конец гнусным поступкам бесчисленного множества мошенников; да и к тому народ мало доверял судам и в необыкновенных случаях прибегал к закону Линча.
Острова и рощи, вверх по реке, близ Дэвенпорта и Рок Айленд, служили убежищем правильно организованным шайкам разбойников, которые иногда избирали пещеры на востоке от Наву для того, чтобы укрыться от преследования. Автор в то время был еще ребенком, но хорошо помнит ужас, объявший весь запад при убийств Миллера и Лиси в графстве Ли, в Айове, Кол. Дэвенпорта близ Рок-Айленда, целого семейства, состоявшего из пяти человек, в графстве Адамс, и еще множество других, перечислять которых нет возможности. Долгое время спустя, когда автор путешествовал по графствам Ганкок, Пайк и Адамс, ни один хозяин дома не ложился спать, не осмотрев тщательно замки у всех дверей, и имена Джона Лонга, Аарона Лонга, Грэнвила Юнга, Роберта Ц Бирча, Годжа, Фокса и множество других разбойников были свежи в памяти всех от мала до велика.
Для этого люда, скверная кличка, данная мормонам в Миссури - была главною, и мошенники применили ее к ним с истинно ястребиным инстинктом. Сотни мошенников, бродяг и разбойников отправились в Наву и вступили в секту, прикрывая тем свои преступления. Имущества, украденные вдали по реке или на востоке от города, укрывались в пещерах на западной стороне или продавались наскоро, ни чему не причастным покупателям, так что владельцы обыкновенно находили свое потерянное имущество между мормонами. Преступники отправлялись прямо в Наву; в этом излюбленном ими округе никогда никакая власть не могла их наказать.
Их тайные союзники всегда были готовы оправдать их, и часто достаточно было одного слова "преследование", чтобы обмануть истинно честных мормонов, заставим их защищать такого человека, который в действительности был виновен, но принадлежал к секте святых. Поэтому мормоны по справедливости уверяли, что в Наву совершалось менее преступлений, чем в других городах, одинаковой с ним величины, однако следует заметить, что оттуда выходило больше преступников, чем из какой-либо другой местности.
Невозможно с достоверностью сказать, сколько истинных мормонов принимали участие в этих грабежах; вероятно очень мало; но признано фактом, что большая часть преступников, присвоив себе название мормонов, не были выдаваемы и наказаны и что действительно безвинные мормоны отказывались возложить обвинение на виновных, объясняя это тем, что церковь освобождает от преступления. Раздраженный народ не мог идти к ним в город и разыскивать виновных и потому мормоны страдали поголовно, хотя две трети из их были, по всей вероятности, безвинны. Во внешних поселениях также были побудительные причины жаловаться на пришельцев святых; тысячи переселились туда, побужденные крайнею бедностью; они не имели ничего, не знали как скорее приноровиться к своим новым занятием, не желали, весьма естественно в тоже время терпеть голод в такой изобильной стране.
Учение их повелевало им брать все то, в чем они нуждались, и они строго придерживались его.
Что касается глав церкви и их новоприобретенных союзников, то, как уже было говорено, многие их поступки, и действия часто бывали не совсем безупречны.
II. Ко второй группе причин относится история многоженства, о котором будет говорено подробнее в последствии. О бесчисленных интригах Смита, Беннетта, Ригдона и других начальников не стоить говорить, разве только показать их результаты. Между тем как сектам, установленным в Иллинойсе, грозила опасность, и политическое существование становилось довольно шатким, народ также был поражен введением новых возмутительных обычаев.
III. Главнейшей причиной народной неприязни, повлекшей за собой худшие последствия для мормонов, была система выборов, совершавшихся по предписанию горсти людей.
Предводители мормонизма всегда настаивали на этом принципе, говоря, что в церкви их не будет единства, если членам ее будет позволено выбирать по личной воле. Такой порядок неизбежно должен был иметь известный результата, а именно заставить считать церковь простым политическим учреждением, и, наконец, возбудить яростную оппозицию. Напрасно было бы доказывать, что ни одна церковь не имеет права направлять, таким образом, свой голос, что подобный образ действия послужил бы источником постоянных неудовольствие. Такая церковь внесла бы опасный элемента власти в республиканское правление и подняла бы против себя не только тех, которые были отвергнуты ее голосом, но и всех тех людей, которые наперед ясно видели дурное направление такой системы. Два года спустя после переезда в Иллинойс, Иосиф Смит был избран в начальники большинством трех тысяч голосов. Все должности графства были в его распоряжении, без его милости никто не имел прав, и было весьма вероятно, что при следующих выборах он сам назначит губернатора штата.
Одной подобной власти в руках такого человека было бы достаточно, чтобы побудить народ к изгнанию Смита и его фанатической секты. Особенное положение их, делало это зло еще более очевидным. Сначала его организации республиканцы питали надежду склонить на свою сторону штат и нации, но Иллинойс колебался,
Если бы Генри Клей опять был избран в предводители вигов, Кентукки, Луизиана и другие южные штаты примкнули бы, наверное, к этой партии, и тогда Иллинойс то же избрал бы тот или другой путь. Тогда можно "было бы с уверенностью сказать, что мормоны в 1844 году могла иметь решительный голос в Иллинойсе, и 1осиф Смит распоряжался бы голосами мормонов. Так1е случаи довольно часты в нашей, политике; впредь было определено, как бы в виде американской аксиомы, что каждая церковь, присваивавшая себе право, в видах своих собственных интересов, придавать своему голосу значение по предписанию духовных глав, была признана смертельным врагом наших прав и преимуществ и вселяла недоверие и отвращение в каждом, любящем свое отечество. Но мы уже слишком далеко отступили от хода нашего рассказа.
"Гаррисоновская компания" 1840 года была в полной силе, и политики во множестве собирались вокруг Иосифа Смита. Народ его, но приказание губернатора демократа, был изгнан из демократического штата и он один противился распоряжениям демократического президента. Между тем его прошение против Миссури было представлено и одобрено в сенате Соединенных Штатов республиканцами Генри Клеем и в палате Джоном Ф. Стюартом. Он относился к ним благосклонно, но, убедясь в своей значительной силе, решился поступать осторожно и стараться не попасть впросак, поэтому на обедах и пирах, в обществе предводителей обеих партий, по возможности избегал разговоров о политических интересах; он испытывал янки Нью-Йорка и "вольных курильщиков" восточного резерва, но у них встретил только грубое обращение; затем обратился к архиневольничьим миссурийцам, где потерпел одинаковое поражение; демократы ограбили его, а республиканцы отказывали ему в удовлетворении, так как он внушал к себе мало доверия.
Но ему необходимо было добиться от законодательной власти для своего города защиты себе и пароду против черни; Смит обещал помощь той партии, которая доставит ему желаемое. Эта щедрость была встречена новыми уверениями в почтении и благосклонности, и обе партии были готовы оказать ему услугу.
После тайного совещания с советниками в Наву откровение повелело Иосифу поддержать список партии республиканцев, что преступления. Наказания были различны и гораздо строже наказаний, предписываемых законами штата".
Эльдер Гоуард Корей бывали в то время доверенным секретарем Иосифа Смита и присутствовавшей при составлении хартии Смитом и Беннеттом, уверял, что когда Беннетт не соглашался с некоторыми распоряжениями, находя их слишком строгими, Смит ему спокойно возражал: Наши суды должны иметь такую власть для того, чтобы наше дело могло быть совершаемо для всего человеческого рода; турок, с его десятью женами, не замедлить явиться в Наву, ибо наши законы будут покровительствовать и ему и женам. Эльдер Корей, ныне ревностный мормон, в Солт-Лейк-Сити, утверждал это для того, чтобы опровергнуть уверение сыновей Иосифа Смита в том, что отец их не учреждал многоженства. Доказано, однако (как увидим после), что он пользовался подобным правом долго до того дня, когда удостоился своего мнимого небесного откровения.
Для него было необходимо ограничить миссурийцев строгими уставами, так как его старые враги в этом штате ревностно подкапывались под него, строя всевозможные планы. В 1841 году губернатор послал в Иллинойс требование арестовать Смита, что и было исполнено после нескольких уверток. Судьей С. А. Дугласом, округ которого охватывал Ганкок, был выпрошен приказ Habeas Corpus. По теоретическим принципам, Дуглас освободил Смита, что последний счел за благосклонность со стороны демократов. В 1В42 году Смит снова был арестован, и на этот раз силою освобожден своими последователями. Приближался выбор 1842 года; республиканцы избрали своим губернатором Иосифа Дункана, демократы же Ф. П. Форда.
Иосиф Смит издал прокламацию к своему народу (на этот раз, кажется, не было небесного откровения), провозглашая "судью Дугласа" духовным деятелем и приказывая народу принять демократический адрес. Форд был избран и взял на себя обязанности губернатора, в конце 1842 года. Он описывает официальные действия своего управления в своей "Истории Иллинойса", и эта часть моего рассказа большею частью почерпнула из его труда.
Демократы могли бы поддержать штат без помощи мормонов; по в 1843 году назначался выбор в члены конгресса для их округа, и в этом они были самостоятельны. Но тут встретилось громадное противодействие, и мормоны скоро стали ненавистны массе народа. После политического повествования читатели, вероятно, поинтересуется и сообщениями антимормонов, и я приведу факты из рассказа Р. В. Киннея:
"Проповедование мормонизма сопровождалось таким успехом, какого нельзя было ожидать в таком просвещенном веке. Был возбужден новый дух эмиграции, и каждый новообращенный побуждался спешить туда, где он мог видеть в лицо небесного пророка и где ему были обещаны все блага мира. Не прошло и двух лет с тех пор, как первые беглецы прибыли в Наву, и мормоны превосходили уже числом старых поселенцев. Последние воображали уже, что число их совершенно достаточно для настоящего времени. Ни одно из обещаний данных переселенцам не было исполнено. Мормоны производили мало торговли, не сделали никаких улучшений в быте переселенцев, не устраивали заводов, не учреждали школ и училищ и мало заботились о вспомоществовании бедным. Они были принуждены служить Иосифу, который заставил их строить храм такой архитектуры, какой до сих пор не видывал свет. Они держала себя теперь надменно в отношении к своим старым друзьям и покровителям, которых постоянно считали слепыми, темными язычниками, стопы которых направлялись к глубочайшей пропасти ада. Святые должны были владеть всем миром, а язычники быть раздавлены их стопой. Учение это произвело ужасающее действие на простых мормонов; они относились к старым поселенцам так же, как последователи Моисея и Иисуса Навина к ханнанеям. Если земля будет принадлежать святым, отчего же не вступать во владение ею сейчас же или, по крайней мере, хоть частью ее, для удовлетворения настоящих нужд.
Старые поселенцы начинали чувствовать, что надувательные рацеи пророка значат нечто более праздной лжи. Скот их, мирно пасшийся на обширных лугах, и куры исчезали, и риги, и житницы опустошались с неимоверной быстротой. Если же пострадавшее лицо являлось в Наву и случайно заглядывало в мясные ряды или па бойни, его грубо удаляли, как нарушителя мира Сиона. Хорошо, если оно избежит ареста, но редко кончалось без хлопот для него. Мормоны гордились своим творческим умом в вымышлении способов, посредством которых могла быть устранена подозрительная личность, не прибегая к насилие: пророк привел эти интриги в систему и превратил их в науку.
Он учредил клубы хлебодаров и мальчиков, которых наименовал "стругающими дьяконами". Они состояли из бродяг низшего разряда и размещались по всем улицам и на всех углах, были вооружены палками соснового дерева и острыми ножами, и каждую минуту были готовы исполнять свою обязанность. Если чужеземец показывался на улицах, опасные шпионы первым долгом старались узнать, не вреден ли он. Если оп враждебно относился к святым или с презрением отзывался об их пророке и об их религии, "дьяконы" немедленно преследовали его жестоко по пятам.
Они окружали его палками соснового дерева и ножами и, при громком свисте начинали свое беспрерывное строганье, причем, стружка летела в лицо подозрительной личности, а ножи при размахе проходили над самым ухом пришельца. Робкие и нервные люди скоро ретировались, но если они смело продолжали свой путь, строганье делалось сильнее, свист громче и пронзительнее, ножи проходили ближе над ухом и сверкали ярче до тех пор, пока жертва должна была неизбежно отступить. Странно, что человек, назначенный быть пророком мог допустить такое низкое и бесчестное средство; но мы знаем из достоверных источников, что подобное средство было выдумкой самого Иосифа Смита и считалось святыми за блестящее доказательство его творческого гения. Если же подозрительная личность оказывалась упорной и была в силах устоять против строгальщиков она передавалась высшему суду, данитам. Строгальщики были составлены из святых бродяг, - эти же из святых разбойников, Многие из них были изгнанники, преступники, избежавшие правосудия и пользовавшееся покровительством Иосифа Смита. Ни одному человеку, каким бы он не был запятнан преступлениями не отказывалось в покровительстве, если он мог приносить пользу пророку. Если же бежавший от правосудия оказывался негодным и недействительным орудием, он был выдаваем при громких звуках труб, после чего в газетах появлялись горячие суждения о том, до какой степени благонравны и честны мормоны.
Иосиф Смит не выдавал Портера Роквелля: в глазах пророка он не терял своего достоинства, не смотря ни на какие преступления. Изгнанный злодей этот, с ножом мясника и револьвером Кольта в руках, преследовал по пятам упорного чужеземца. Обязанность этих, людей заключалась в том, чтобы устрашать и оскорблять пришельца, поражать его слух странными клятвами и богохульством, угрожать ему немедленной смертью и замахиваться ему в лицо своим смертоносными орудием. Но неужели там не было полиции, где можно было искать защиты? Нападающие сами и были полицейские, но годились только на преступления.
Если же подозрительный человек, храбро выдержав пытку, отказывался оставить эту местность, его передавали высшему суду, который давал тайные и таинственные предостережения, написанный мистически и запачканный кровью, - который преследуемый находил, на пути или даже в своей спальне под подушкой. Ужасна была его участь, если он пренебрегал, этим последним, торжественным, увещанием. Никто никогда, не услышал бы более о нем, посещение ангела-разрушителя было внезапно и верно! А страсть пророка к власти и жажда мести удовлетворялась при виде его хорошо устроенных батальонов инфантерии, эскадронов кавалерии и парков артиллерии. Он единственным человеком своего времени, который, будучи ниже великого герцога, мог собрать из своих последователей хорошо экипированную армию. Но кроме честолюбия ему надо было ублажать и другим своим недостаткам как, например страсти к казуистики.
"Он усердно занялся мыслью, каким образом удовлетворить свои своевольные желания. В непродолжительном времени он удостоился снова небесного откровения, которым повелевалось ему одолеть целомудрие его последовательниц и ввести проституцию в религиозный догмат. Не один из его сообщников или последователей не мог состязаться с ним в небесных откровениях. Сын его Иосиф, называвший себя его законным преемником, был до того молчалив и бессловесен, что получил со стороны мормонов заслуженное им название "немого пророка".
Иосиф отец удостаивался откровений на счет всевозможных предметов; то ему предписывалось строить дома, то обрабатывать землю или заниматься торговлей, теперь же он был уполномочен развращать и бесчестить своих последовательниц. Он объявил всем своим приверженцам, что настало время, когда семь женщин должны принадлежать одном мужчине и, что не может быть спасена ни одна из женщин кроме тех, которые соединены с мужьями в духовном смысле и что этот союз назначен божественной властью, и противиться ему - значить ослушаться повелений Бога. В этом-то было затруднение для женщины святой; она должна была уступить похотливому жрецу, или ей угрожала погибель. Кроме проституции или проклятия ей не представлялось другого исхода. Сперва было провозглашено, что сношения эти будут чисто духовными и платоническими, но по признанию неосторожных святых и по заявлению многих женщин, оставалось сомнений, что учреждение это было ничто иное, как один из видов наложничества.
"Оба молодые Смита, путешествовавшие по Юте и отрицавшие, что отец их ввел многоженство, должны были знать, как знает всякий, что слово Иосифа Смита было почти законом для Наву, и что советники, члены синедриона и священники не привели бы в действие многоженства, если бы со стороны его не последовало полного согласия.
Мормоны ввели не только новую религию, но и старались учредить новую цивилизацию или, скорее, уничтожить всякую цивилизацию и ввести снова то варварство, какое было в употреблении с начала сотворения мира. Мормоны присваивали себе права старых патриархов, живших на земле вскоре после потопа и по незнанию, женившихся на сестрах или тетках, или следовали божественному, по их мнению, примеру патриарха, который, вооружив своих многочисленных слуг, нападал на своего соперника, брал в плен его жен и детей и забирал его овец, коров, быков и других животных, Как в те отдаленный времена весь народ работал и заботился о благосостоянии своего начальника, строил ему дома и наблюдал за его стадами, в которых состояло его богатство, - начальник мормонов заставил своих последователей построить великолепный храм. Антимормоны видели, что мормоны трудолюбивы, но что работа их приносила им еще меньше пользы, чем древним рабам, которые в те времена строили египетские пирамиды. Они замечали, что графство Ганков, под властью господствовавшей секты, отступало к отдаленнейшим временам варварства. Они понимали, что большинство людей, живших в хижинах и работавших без вознаграждения, не умрут с голода до тех пор, пока будут воображать, что вся земля, со всем, что на ней обитает, принадлежит одним только святым.
Поэтому было необходимо положить преграду против дальнейшего расширения господствующей секты. Никто не думал тогда о насилии или войне и; до прибытия мормонов там не было незаконных демонстраций и надо отдать справедливость старым поселенцам, не было их и со времени их изгнания. Каждый сознавал, что большая часть вол проистекала из власти, данной пророку мормонской хартией, и вследствие учреждения им легиона. Поэтому предполагалось ввести новую политическую организацию, соединявшую всех антимормонов, не смотря на прежнее пристрастие, и имевшую целью соединенными силами оппонировать мормонам, уничтожить все мормонские хартии и распустить легион Наву. По этому поводу был назначен общий громадный митинг. Республиканцы и демократы соперничали в своем усердии избавить страну от столь быстро возраставшего пагубного зла.
Но когда дошло до назначений, к несчастью оказалось больше кандидатов, чем должностей. Люди, получившие назначения были довольны, но неизбранные воображали себя гнусно обольщенными и обманутыми. Между ними были двое, которые перенесли свое влияние к Иосифу Смиту. Первый - Томас Оуэнс, был вероотступным священником баптистов, а другой, Яков С. Дэвис, законовед, слишком ленивый для труда и занятий, более политическим оракулом бродяг, собиравшихся в трущобах того города, где он жил. Эти почтенные люди направили свой путь в Наву и известили главу мормонов о заговоре против него, предлагая ему, между прочим, свое сочувствие и помощь. Пророк назначил Якова Дэвиса кандидатом в сенат штата, а Билля Смита, своего родного брата, и Томаса Оуэнса - кандидатами в Нижнюю палату. Прочие должности графства пророк по собственному усмотрению роздал своим орудиям - мормонам.
Исход, на первое время, был благоприятен, выборы происходили в надлежащее время, и пророк торжествовал. Он избрал каждую должность по списку графства. При соединенной сил его ему удалось подавить движение антимормонов; должности графства были заняты его верными друзьями, заботившимися о его интересах.
Батальоны его могли служить образцом дисциплины, всегда были готовы к его услугам, умножались тысячами и были вооружены с таким совершенством, как ни одно войско в Америки.
Стены храма воздвигались быстро. Антимормоны с сомнением и опасением взирали на это здание. Все что ни делали мормоны было таинственно и загадочно. Здание это походило на церковь, стены его, сделанные из массивного известняка, могли устоять против пушек громаднейших калибров. Оно имело два ряда кругообразных окон, которые должны были казаться удивленным язычника; амбразурами для жерла пушки. Строение помещалось в середине квадрата в четыре акра и должно было ограждаться массивной стеной в десять футов вышины и в шесть ширины. Тут, как говорили мормоны, было назначено место для гулянья; антимормоны же уверяют, что здание это было воздвигнуто с целью укрепления, способного устоять против бомбардировки.
Другой хартией повелевалось устроить большое здание и наименовать его "Приютом Бога", в котором, согласно небесному откровению, для постоянного употребления Иосифа Смита и его наследников, был отведен целый ряд комнат.
Уверения со стороны Иосифа в том, что это будет величайшим в мире "миссионерским домом", в котором он будет принимать принцев, королей и государей, желающих быть посвященными в новую веру, было ничто иное, как хвастовство.
Иосиф сделался таким мечтателем и духовидцем, что жена его, не без основания, вскоре после его смерти поместила в Quincy Whig небольшую статью, в которой, говорила, что не верит в пророчество своего мужа, и приписывает мнимые небесные откровения его расстроенному воображению. Апостольские сановники не всегда сходились между собой в распределении жен, между тем как им не приходилось вести диспутов по части полемического богословия. Оракул Иосиф определял и объяснял всякое недоразумение с помощью немедленного небесного откровения. Но как только показывалось красивое лицо женщины, между страстными проповедниками новой религии возникал раздор и как ни покорны были они при установлении богословских догматов в теории, проклятия их делались, громки, когда этот же самой оракул произносил решение в отношении распределения женщин между ними. Действительно, эта система скоро послужила поводом к расстройству единства и согласия мормонов я способствовала успеху антимормонов.
Имя Цируса Уокера долго было на видном месте в восточном Иллинойсе. Он был превосходным законоведом и приобрел громкую известность в Кентукки, где соперничал с Бен Гардином, Джоном Роуэном и с Виклифами. Он был средних лет и никогда не был политиком, но в 1843 году республиканцам понадобился популярный кандидата для конгресс, в округе Ганкок. Не было другой надежды на избрание его в эту должность, как только если б Иосиф Смит и последователи могли быть склонены в его пользу и таким образом уравнять большинство голосов демократов. Мистер Уокер, живший в соседнем графстве, вследствие продолжительной судебной практики, набрался столько ловкости в этом деле, что его считали, самым подходящими человеком к открывшейся должности. Оп был избран в той полной уверенности, что он чета ловкому пророку. Но удача его была немного сомнительна, так как республиканцы были деятельны в собрании антимормонов. Оуэн и Дэвис, демократы, бежали к мормонам; но ни один республиканец не был виновен в таком отступлении. Но можно было смело предвидеть, что Уокер наверно превзойдет в тактике популярность мистера Годжа, демократического кандидата.
Между тем мир мормонского Сиона был нарушен. Люди, которые тяжко работал без вознаграждения, начинали роптать, а семейства тех людей, которые отправлялись проповедовать Евангелие "без кошелька или мешка" страдали во время их отсутствия. Д-р Джон С. Беннетт, учением которого легион был обязан удивительным знанием военного дела и дисциплиной своей не достиг в иерархии до такого высокого положения, какого воображал себя достойным по своим высоким дарованиям, был обойден при распределении женщин. Он отступил, сделался заговорщиком против пророка и доносил на него усердно, с желчью, накопившеюся в нем вследствие оказанного ему неуважения. Он путешествовал по востоку и везде склонял в свою пользу громадные толпы народа, которых занимали омерзительные подробности разврата мормонов. Но в тоже время пророк доносил и на него; он называл Иосифа безнравственным и своевольным, а последний отвечал ему тем же, и общество скоро убедилось, что возник спор между этими двумя мошенниками, но им не пришлось судить который из них был большим. Иосиф, очевидно, совершенно забыл обвинение, направленное против него в Миссури; но Беннетт хорошо помнил его и, благодаря его интригам, иск был возобновлен и Иосиф был арестован в графстве Гендерсон, в одном из "столбов Сиона", в расстоянии двадцати пяти миль от Наву. Но чиновники вскоре увидели себя окруженными, отрядом легиона Наву, и все их общество с торжеством было отведено в этот город.
Муниципальный суд старался испытать законность иска и правильность судопроизводства, и Цирус Уокер был вызван высказать свое мнение. Приговор их никаким образом не был остановлен его доводами: но его одобрение такого ведение имело важное значение для Иосифа Смита. Он расточался в благодарности Уокеру и обещал усердно помогать ему. Уокер вполне думал, что этим склонил в свою пользу голос мормонов, возвратился домой совершенно довольный собой и занялся изучением настоящих политических вопросов и старался освоиться со своими будущими обязанностями в конгрессе.
Но тут случилась путаница, о которой он прежде не думал. Между Наву и Спрингфильдом произошло сильное движение предводителей демократов, как вдруг за два дня до выбора, мормоны были созваны на общее собрание, на котором Гирум Смит объявил, что только что удостоился небесного откровения, которым повелевалось мормонам подать голос за демократа, мистера Годжа. Они находились в сильном сомнении, пока на другой день не прибыл пророк, от которого они пожелали узнать разъяснение. Он объявил им, что не приготовил дать им ответ относительно выборов, и только мог сообщить им, что подаст голос за мистера Уокера и останется этому верен, "но что по этому поводу не испрашивал разрешения у самого Бога, так как не намерен обращаться к Богу по желанно или просьбе какого-нибудь язычника-политика; если бы Господу Богу угодно было сообщить ему на этот счет. Он давно бы удостоил его Своего небесного откровения. Для него было все равно, если бы народ избрал или Уокера, или Годжа, или хоть кого другого. "Однако, продолжал пророк, я знаю, что брат Гирум удостоился видеть Бога и поэтому имеет что-то сообщить вам. Я знаю брата Гирума с малолетства и никогда не мог уличить его во лжи. Когда приказывает Создатель, все должны смиренно повиноваться".
После этого брать Гирум, встав со своего места, смело объявил, что видел Бога и получил от Него приказание поддержать мистера Годжа. "Братья", прибавил он, "вы должны подать голос за мистера Годжа, так как это повелевает вам Господь Бог, Всемогущий Создатель". Эти немногие слова произвели такое действие, какого не производила ни одна длинная, прекрасная речь. При сборах на другой день за мистера Цируса Уокера был подан один голос, между тем как за Годжа несколько тысяч. Трудно поварить, чтобы в таком просвещенном век; и между такой просвещенной нацией нашлись тысячи людей, которые поставили себя под власть двух низких самозванцев; но это было так; они слушались приказаний этих обманщиков как повеления самого Бога. Мистер Уокер не попал в конгресс. Он навсегда удалился от политики, посветил себя своей профессии, и сделался богатым человеком. Результат выборов в Наву глубоко огорчил его. Он один, из более остроумных развитых членов своей профессии, был обманут и обольщен гнусным самозванцем. Мистер Уокер, огорченный своей неудачей, с этого неприятного для него дня стал самым ярым антимормоном в штате; Иллинойс".
К этому интересному рассказу необходимо прибавить и несколько фактов из официальных летописей. В начале мая 1843 года, губернатор Миссури, Лильбурн В. Богс, сидя вечером у открытого окна, был опасно ранен н голову выстрелом из ружья. По рассказам многих вероотступников оказывается, что Иосиф Смит часто предсказывал "внезапную месть Бога, против Нерона Миссури", который употребить войска штата для изгнания мормонов; было дознано, что в это время Оррая Портер Роквелль уезжал на несколько времени из Наву, когда же спрашивали Иосифа Смита, где он пребывает, он с улыбкой отвечал, что отправился исполнять пророчество". По этому поводу и по многим другим побудительным причинам против Смита и Роквелля в Миссури был найден обвинительный пункт и вскоре после того чиновники штата подняли еще иск губернатора Форда против Иосифа Смита. Он поэтому был арестован и затем освобожден своим муниципальным судом, по совету мистера Уокера, как уж было говорено нами выше.
Агенты Миссури тотчас отправились к губернатору Форду с просьбой уступить им корпус милиции для обеспечения вызова, а Уокер был уполномочен мормонами сопротивляться их домогательству. Губернатор отказался действовать вдруг и не объявил, как будет действовать в последствии; потому что, как оказалось потом, он не совсем ясно понимал свою обязанность и знал, что политики только и ждали его решения, чтобы дать знать о нем мормонам.
Не желая оставаться более в такой неизвестности, руководители мормонов послали "Джека" Бэкинстоса в Спрингфильд разузнать, если возможно, окончательное решение губернатора. Губернатор Форд уехал в С. Луи, и один из демократов, в интересах г. Спрингфильда, от имени губернатора свято уверял его, что против мормонов не пошлется корпус милиции, если они подадут голос за демократический список. Ни губернатор, ни другое ответственное лицо не знало об этом обещании, данном от имени их до тех пор, пока мормоны не оставили штат. С этим обещанием Бэкинстос возвратился в Наву за два дня до выбора, результата которого уже известен. Такая политическая измена не осталась без должного наказания. Виги с удивлением убеждались, что торжественные обещания Иосифа Смита не исполнялись; демократы же сознавали, что секта с такой политической властью, не была безопасным союзником, и обе партии пришли к тому убеждению, что один Иосиф Смит был действующим лицом в их политики, а их руководителей устранил. Возбуждение антимормонов было усилено вдесятеро и не прекращалось до окончательная изгнания мормонов из штата. Изгнание их и бедственное положения и страдания отдельных лиц секты были вполне заслуженным наказанием для этих вероломных безумных людей.