Глава XX.
МОРМОНСКИЕ МИСТЕРИИ. ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ.
Явления и костюмы. - Необходимый пролог. - Адам и Ева, дьявол и Михаил, Иегова и Элохим. - Новое толкование. - Богохульные предложения. - Страшные клятвы. - Варварские наказания. - Происхождение. - Священные писания и потеря рая. - Элевсинские таинства " Масонства Моргана". - Свидетельства. - Вероятности. - Их рассуждения. - Перемены.
Первое (предсуществующее) состояние.
Кандидаты, снабженные чистой одеждой, являются в здание Endowment; они допускаются во внешнее место, и их счеты с церковью сверяются клириком. Имена, возраст, время их обращения в крещеная записываются в реестр; их десятинные квитанции заботливо осматриваются, и если находятся правильными, они вписываются. Последнее необходимо перед посвящением в таинства. Также представляются свидетельства верного служителя в общественной службе и "школе пророков". Если являются муж и жена, не соединенные на вечность, факт этот принимается во внимание, и церемония исполняется при посвящении в таинства.
Затем они снимают башмаки и, следуя за служителями, которые обуты, тихими и равномерными шагами вступают в центральную прихожую, узкое помещение, отделенное белыми ширмами от двух других комнат, расположенных одна на лево, другая на право; комната на право назначена для мужчин, на лево - для женщин.
Господствует мертвая тишина; служители сообщаются друг с другом там условными знаками и почти, неслышным шепотом; тусклый свет озаряет комнату, бросая мрачны тени, тишина изредка прерывается слабым плеском льющееся воды за ширмами и вся эта сцена должна способствовать к тому, чтобы возбудить торжественное благоговение в невежественных кандидатах, ожидающих с укрощенным, но нервным нетерпением какого-нибудь таинственного происшествия. После нескольких минуть торжественного ожидания мужчины отводятся, в умывальную комнату на право, женщины - на лево. Женщина раздевается, ставится в ванну и умывается с ног до головы женщиной, особенно назначенной для этого дела. Ни один член не оставляется без внимания и каждый удостаивается особенного благословения.
Умывальщица. Сестра, я умываю тебя начисто от крови этого поколения, приготовляю тебя в члены ревностного служения, подобно всем истинным святым. Я мою твою голову для того, чтобы она была приготовлена носить корону славы, предстоящую тебе будущей ревностной святой и плодородной жене служителя Бога; для того чтобы мозг твои стал живые в рассуждении и, глаза твои были в состоянии распознать истину и таким, образом избежать сетей врага, для того, чтобы рот твой был в, состоянии исповедывать славу бессмертных богов, для того, чтобы язык твой был в состоянии произнести истинное имя, которое после допустить тебя за покрывало и под которым ты будешь известна в небесном царстве. Я мою твои руки для того, чтобы они были ревностны в деле праведности и сильны для поддержания царства Бога. Я мою твои груди для того, чтобы ты походила на плодородное виноградное дерево и вскормила сильное поколение живых свидетелей, ревностных защитников Сиона, твое тело для того, чтобы оно было достойно быть скинию, когда ты вступишь за покрывало; твои ложесна для того, чтобы ты была в состоянии произвести многочисленное поколение, которое должно увенчать тебя вечной славой и укрепить небесное царство твоего мужа, твоего главы и короны перед Богом. Я мою твои колени, на которые ты должна припасть в покорно выслушать истину из уст священного духовенства Бога; твои ноги для того, чтобы ты была способна быстро следовать по пути праведности и стоять твердо на определенных местах, и теперь я провозглашаю тебя чистой от крови этого поколения и тело твое достойной обителью Святого Духа.
Подобное умывание исполняется и над кандидатами - мужчинами в их комнате, при чем над телом их произносится подобное же благословение.
Затем посвящаемый проводится через выход в завесе вперед, в следующее отделение; при переходе апостол шепчет ему на ухо "новое имя", под которым он должен быть известен в небесном царстве Бога.
В следующей комнате кандидата помазуется елеем, предварительно благословленным и освященным двумя священниками; елей этот наливается на его голову из рога или из чаши красного дерева. Им же натирается его голова, борода и все члены его, над которыми опять по порядку произносится благословение. В тоже время женщины помазываются маслом в своей собственной умывальной комнате. Кандидата затем одевается в какую-то тунику или одежду, плотно облегающую его тело от шеи до пяток. Эта одежда или подобная ей должна всегда носиться непосредственно на теле для того, чтобы охранить человека от зла и нападений дьявола. Многие мормоны до того ревностны в этом отношении, что снимают эту одежду только в то время, когда меняют старую на новую. Всем известно вообще, что Иосиф Смит снял с себя подризник в то утро, как отправлялся в Карфаген для того, чтобы избежать ответа в том, будто он принадлежал к тайному обществу; и все утверждают, что он не был бы убит, если бы удержал на себе эту одежду. Сверх подризника надевается обыкновенное нижнее платье и сверх него платье, употребляемое только исключительно во время посвящения; оно сделано из тонкого полотна, собрано на плечах в складки, охвачено вокруг талии лентой и достигает пола спереди и сзади. Голова покрыта шапкой из тонкого полотна, а ноги обуты в бумажные башмаки.
Затем в смежной комнате начинаются приготовительным рассуждения в большом совете богов, к чему они должны приготовить человека. Элохим, Иегова, Иисус и Михаил провозглашают драму в белых стихах, представляющую все последовательные ступени сотворения мира. Элохим вычисляет творение каждого дня и превозносит их в похвале; при заключении каждого отдела все присутствовавшее единогласно выражают свое удивление и провозглашают славу и похвалу всем этим творениям.
В заключение следует монолог Элохима.
Элохим. Теперь все совершено, и земля, оживленная жизнью, торжествует. Величественный слон объедает траву в лесах, резвый лев обитает в горных пещерах, газели, рогатый скот и шерстистые стада - все живет и радуется на травянистых долинах; бегемоты валяются в мрачных болотах у берегов рек, громадный кит наслаждается под водой, и птицы всевозможных родов летают под открытым небесным сводом. На земле видны медведи, бобры, тигры, леопарды и всевозможные звери, способные ползать на поверхности земли. Всякий из них должен увеличивать свой род на земле; все же не достает главного творения, существа в образе и подобии богов, назначенного во славу творца, быть главою всего остального творения.
Иегова, Иисус, Михаил, Элохим. Сотворим человека, и по образу и подобию нашему, и, сделав его единственным совершенным, представителем нашим на земле, дадим ему могущество и власть над всем что летает, плавает, ползает и ходить по земле.
Служители между тем поместили кандидатов на пол и закрыли им глаза; входят боги и начинают их, именно: определяя обязанность каждого члена, намереваясь создавать, образовывать. Затем они ударяют по ним с целью оживить их и представить создающую силу, вдувают воздух в ноздри, "дух жизни" и поднимают их на ноги. Они предполагаются в этом, случай подобными Адаму, получившему жизнь из руки творца.
Второе состояние.
Мужчины проходят в следующую комнату, картины и обстановки которой представляют сад Эдема; тут и пышные завесы и ковры, деревья и кусты, изображение гор, цветы и фонтаны, подернутые мягким колоритом и нежным светом, представляют все вместе по истине прекрасную и поразительную картину. В то время как они ходят по саду под звуки тихой музыки, между богами возникает другой предмет рассуждения; Михаил предлагает, чтобы различные животные, в свою очередь, были друзьями человека, это последовательно отвергается Иеговой, Иисусом и Элохимом. Мужчины затем простираются на полу в лежачем положении, с закрытыми глазами, пантомимой представляется, будто из каждого вынимается по ребру, из которого в смежной комнате, будто бы, образуются их жены; затем мужчинам приказывается пробудиться, и тут они видят своих жен, в верный раз после того, как расстались при входе, одетых точно так же и они сами. Они ходят по саду парами, вслед за идущими впереди всех Адамом и Евой, в то время как входить сатана. Он одет в платье, плотно облегающее его тело, состоящее из короткой куртки из черного бархата и таких же коротких брюк, ноги его обуты в черные чулки и башмаки с длинными острыми концами; на лице; надета страшная маска, на голове - остроконечный шлем. Он приближается в Еве, которая в это время отошла подальше от Адама, и начинает, восхвалять ее красоту, после чего предлагаем ей "искушение". Тут встречается разность в показаниях Джон Гайд говорить, что предлагаемый, плод сострит из нескольких виноградных ягод, снятых с куста; одна госпожа уверяете, что, будто искушение, состоять в телодвижениях и внушениях, "которых невозможно описать"; Другая молодая госпожа, объявив, что Адам и Ева были почти совершенно нагими, просто прибавляем; "Я не могу определить свойство плода, но могу сообщить то, что едал ли самое распущенное воображение было бы в состоянии изобразить что-либо подобное действительность слишком чудовищна для того, чтобы кто-либо поверил в справедливость ее, и все состоять в публичном сношении полов". Третья госпожа уверяет, что, плод состоял просто из кисти винограда, но прибавляете к тому следующее; "Люди, установившие церемонии, объявили нам в начали, что в продолжение этой части хода драмы мужчины и женщины должны, быть совершенно нагие, но, приняв во внимание предрассудки, существующие в умах отдельных личностей против такого образа действия, тот несомненный факт мы еще не так совершенны и непорочны, наконец, приняв в соображение и то, что наши врага воспользуются этим обстоятельством, как оружием против нас, было сочтено необходимыми, что при этой церемонии все должны присутствовать в платьях" (Очень вероятно, однако то, что церемония очень часто менялась).
Ева уступает и вкушает "плод"; вскоре после того к ней присоединяется Адам, которому она предлагает часть его; он сначала колеблется, но потом, побежденный ее упреками, также ест его. Они делаются отуманенными от действия его, протягивают друг другу руки, обнимаются и танцуют по комнате до тех пор, пока, наконец, не падают в изнеможении.
За завесой слышны стоны и вопли, сопровождающиеся внезапным треском, похожим на сильный раскаты грома; в завесе, изображающей густой лес, образуется щель, и в этом отверстие показывается Элохим освещенный сзади ослепительным светом; одет он в великолепное платье, усыпанное бриллиантами и украшенное широкими полосами.
Элохим. Где ты, Адам, первое творение из всех на земле, и что ты не с радостью встречаешь посетившего тебя повелителя?
Адам. Я издали услышал, твое приближение, в страшном голосе грозы, стопы твои потрясли, землю, и страх овладел, всем моим существом, я увидел себя нагим, недостойным предстать перед лицом твоего величества. Элохим. С которых пор, узнал ты стыд? Ты так часто слышать мой голос и не боялся его. Что ты сделал? Не вкусил ли ты плодов с того дерева, которое мною было запрещено?
Адам. Обвинять ли мне подругу жизни или свалить вину в этом преступлении на самого себя? Но к чему послужить скрытность перед повелителем вселенной? 0н распознает все мои затаенные мысли. Женщина, которую ты дал мне в помощницы своими божественными прелестями, дарованными ей Тобой, обольстила меня; она предложила мне часть плода, и съел его.
Элохим. Скажи, женщина, что побудило тебя сделать это?
Ева. Змея обольстила меня, и я поела плод.
Элохим затем произносит проклятие - буквальное из, Священного Писания над змеем, или скоре над сатаной, который при этих словах падаете на землю и при многих кривляньях исчезаете из комнаты. Затем произносятся проклятия над Евой и Адамом, по Священному Писанию. Они также, падают на землю, бьют, себя да грудь, рвут на себе платье и оплакивают свою потерю и грешные поступки.
Элохим. Теперь человек пал в действительности. Проклятая сила, послужившая поводом к раздору в небе, сказалась и на земле. По милости нарушения моих приказаний со стороны Адама, все должны быть грешны, нравственная природа помрачена, и никто не будет в состоянии распознать истину. Но вопли раскаяния достигли, моего слуха, и высшая власть должна искупиться. И потому Я назначаю на земли Мое священное духовенство. К нему, как и ко Мне, должно относиться со смиренным благоговением. Мужчина, падший по милости сатаны, должен возвыситься посредством послушания. Смотри, семя женщины должно раздавить главу змия; она должна произвести поколение, одаренное на земле божественной властью. И им то человек должен покоряться и приобрести снова рай, теперь потерянный им, благодаря его непослушанию. Духовенство одарено божественной властью, но не в совершенстве теперь. Слушайтесь ему как Воплощенному Голосу Бога, и со временем семя женщины восстановит человеку все его потери. Благодаря женщине, павшей сперва, пал и Адам: из семени женщины восстанет духовенство, которое искупить человека; мужчина, в свою очередь, должен возвысить Еву и возвратить ей снова рай, ныне, потерянный ею. Но пока идите далее, павшие грешники, под светом природы и ищите истины.
Служители надевают теперь на каждого посвящающегося небольшой четырехугольный передник из белого полотна или шелка, с известными эмблематическими знаками и с изображением зеленых фиговых листьев, весьма искусно вышитых.
Посвящаемые становятся на колени и произносят торжественную клятву, повторяя в след за Адамом, что сохранять эту тайну ненарушимо, под опасением наказания на плахе, готовы пролить свою кровь для искупления своих грехов; что будут слушаться и покоряться духовенству во всем, причем мужчины прибавляют, кроме того, что не будут брать ни одной женщины, исключая той, которая дается им президентством церкви. Затем происходит краткое наставление, и первая степень Ааронского священства заключена. Затем предполагается, что человек вступаете в жизнь, где свет обратился во мрак. Они проходят сквозь узкое отверстие в следующую комнату, которая почти совершенно темна, и тяжелые занавесы пропускают только слабые лучи света. Тут они бродят вокруг и спотыкаются обо все попадающееся им на дороге предметы; между тем, со всех сторон слышны возгласы "тут свет ", "там свет" и т. д., и начинается спор между теми людьми, которые называют себя методистами, анабаптистами, пресвитерианами, католиками и проч. Занавесы находятся в постоянном движении, и изображенные на них темные страшные фигуры показываются в тысяче химерических образах. Сектанты схватывают посвящающихся и тащат их кругом с такою силою до тех пор, пока последние не приходят в совершенное изнеможение. В эту минуту входит Сатана, одобряет сектантов, смеется, хохочет и находится в неописанном восторге; последние возобновляют свою борьбу за посвящающихся, пока, наконец, не сваливаются завесы, и в ослепительном свете, озарившем комнату, являются Петр, Иаков и Иоанн. Они приказывают дьяволу удалиться: он падает на землю, извивается, шипит и вывертывается из комнаты, окончательно выгнанный апостолом Петром.
Посвящающиеся ставятся в ряды для того, чтобы выслушать краткую речь.
Петр. Братья в сестры, свет озарил мир, и человеку открылась дорога; сатана желает посеять вас как пшеницу, и страшен будет приговор тому, кто отвергнете этот свет (Обряды в этом случае уже истолкованы выше). - Священное духовенство еще раз учреждается на земле в лице Иосифа Смита и его последователей. Они одни имеют власть приложить печать. Этому духовенству, как Христу, следует воздавать всевозможные почести; послушание доразумеваемо в должно быть уступлено без лишнего роптания. Тот, кто даровал жизнь, имеет право и взять ее. Его представители тоже. Поэтому вам при жизни и в смерти надлежит слушаться всех приказаний духовенства как мирского, так, и духовного. Покоряетесь высшим властям и будьте как тряпка в руках духовенства Бога. Вы теперь готовы вступить в царство Бога. Взгляните далее в эту пустоту и скажите мне, что вы видите. (Занавес поднимается).
Адам и Ева. Человеческий скелет.
Петр. Вы сказали правду. Взгляните на эти; эти останки человека, не веровавшего этим святым обетам. На земли нет места для такого низкого существа. Птицы насытились его проклятым мясом, и свирепые стихии истребили его члены и мозг. Желаете ли вы все еще идти вперед.
Адам. Да, мы желаем.
Посвящающееся соединяют руки и становятся на колени в круг, тихо повторяя за Петром клятву. Наказанье за ослушание состоит в том, что преступнику перерезывается горло от одного уха до другого, со многими мучительными приготовлениями. Этим заканчивается вторая степень Ааронскаго священства, и посвящающееся проходят в третью комнату, посреди которой возвышается алтарь.
Третье состояние.
Эмблема божественных людей.
Михаил. Тут открываются все сердца, все сокровенные желания, и изменники все известны, в совете богов было решено, что тут все безверные должны умереть. Ни которые входят сюда со злым намерением; но никто пришедший сюда со злым намерением не вступить за это покрывало и не возвратится в живых, если употребляет в дело обман. Если кто-нибудь из вас имеет в самом затаенном углу своего сердца хоть бы малейшую мысль об измене, мы приказываем ему говорить. Только в таком случае он может остаться в живых. Братья, вам предстоит испытание. Непорочные не имеют причины бояться, но злые должны трепетать. Каждый из вас должен подвергнуться Испытующей Деснице и Дух Господень явит себя.
Посвящающееся по порядку простираются во весь рост на спину на алтари, и служащий священник ставит поперек его горла огромный нож или остроконечную бритву. Тут подразумевается, что если кто-либо из них питает в своем сердце какую либо неправедную мысль, дух откроет это тем, что немедленно убьет этого человека. Разумеется, проходят это испытание невредимо. Затем они снова складываюсь руки, становятся на колени и тихо произносят вслед за Иеговой другую клятву. Наказание за нарушение этого обета состоит в том, что живот разрезается поперек и отдается на съедение свиньям - подробности этого акта слишком ужасны и омерзительны. Дается другой знак, и заключается первая студень духовенства Мелхиседека, которая считается третьей ступенью Endowment. Копии с Библии, Книги Мормона и "Условия и договоры" положены на алтари и произносится другая краткая речь. Посвящающимся сообщают, что они находятся в спасенном положение и должны идти твердо по пути спасены, но что они не должны пренебрегать своими мирскими обязанностями, и главная обязанность между ними состоит в том, чтобы немедленно отмстить за смерть пророка и мученика, Иосифа Смита. И тут обстоятельно рассказывается история его мученичества, после чего посвящающееся произносят торжественную клятву отмстить его смерть, что будут питать вечную неприязнь к правительству Соединенных Штатов за убийство пророка; что отрекаются от всякого верноподданства, когда-либо обещанного правительству, и отказываются от всех присяг в верности, в прошедшем или в будущем; что употребят все свои силы для ниспровержения этого правительства, и в случай если им не удастся исполнить это самим, они поручать своим детям довести до конца предвзятое ими намерение. Затеи произносится другая клятва в верности и сохранении этого дела в тайне, в противном же случае угрожает страшное наказание, состоящее в том, что виновнику вырвут сердце и отдадут его на съедение птицам.
Посвящающееся провозглашаются после этого достойными Бога, произносится нового рода молитва, на неизвестном языки, и вторая ступень духовенства Мелхиседека заключается. Они после этого проходят "за покрывало", полотняную завесу, в третью комнату.
Четвертое состояние
Царство богов.
Мужчины входят сперва, и служащей священник вырезает известные знаки на их одеждах и небольшой рубец над самым правым коленом. Зятем, по приказанию Элохима, они вводят в комнату по порядку своих жен. Очень редко случается, чтобы на эти обряды допускались женщины до замужества. "Соединение на вечность" исполняется тогда над всеми, которые были до сих пор только "соединены на время".
Посвящающееся затем удаляются, надевают своя обычные платья, завтракают и возвращаются выслушать длинную речь, объясняющую им всю аллегорию, и их будущие обязанности согласно обстань, данным им под священной клятвой. Вся церемония и речь продолжаются около десяти часов.
Вот в чем состоит Endowment согласно описанию и рассказам людей, которые сами прошли всю эту операцию. Читатель, вероятно, признает, что мистерия взята из Моисеевой книги Бытия "Потерянного Рая" Мильтона. Общий очерк, очевидно, образованы по мистериям или священным драмам средних веков, с намерением, может быть, вновь произвести части из Элевсинских таинств Древней Греции. Но многое из содержания его признается извлеченным из Изложения Масонства Моргана теми людьми, которые знакомы с этим сочинением. Происхождение этого очень любопытно. Когда Смит и Ригдон начала свое дело, они находились в сильном сомнении, что бы им проповедовать; страшное религиозное возбуждение господствовало на Западе, и части доводом, относительно всяческих "измов" того времени могут быть найдены в " Книге Мормона". Но антимасонство было именно в то время большим политическим возбуждением Нью-Йорка, а начинающая церковь была с легкостью вовлечена в яростный и крестовый поход, который уже считается в истории одним из несоответственных народных сумасшествия, случайно разрушающих нашу политику, подымающихся неизвестно откуда и угасающих очевидно, без всяких причин. Новый перевод Ветхого Завета Смита полон антимасонства; пятая глава в книги Бытия, которая предложена к нашему толкованию, совершенно посвящена только осуждению тайных обществ и провозглашает, что они были исключительно выдумкой Каина после того, как он бежал от лица Боги. Но брайамиты объявляют, что не настало еще время для того, чтобы распространить и пустить в обращение эту Библию, и она только приводится иосифитами, которые употребляют эту главу для осуждения Endowment. Несколько лет спустя, однако, мормоны также сделались масонами и продолжали быть ими до тех пор, пока не достигли Наву; тут, Иосиф Смит, бывший более масоном, чем, Соломон, сам объявил, что Бог открыл ему великое заклинание, которое было потеряно, и что он поведет масонство на гораздо более высокие ступени; не долгое время спустя хартия их была отменена Великой Ложей. Автор не может с достоверностью сказать, сколько собственно масонства пережило в Endowment: но мормоны хотят дать понять внешнему миру, что это и есть "божественное масонство".
Опыт мормонов вполне доказать, если требовалось какого-либо доказательства что между таким бесчисленным множеством, людей, готовых произнести такие низкие и омерзительные клятвы, найдутся и некоторые люди, одинаково готовые нарушить их. Судя по сообщениям отступивших мормонов, объявивших автору свое мнение по некоторым частям относительно этого предмета, автор убедился, что причина их совершенно справедлива, но не в праве сказать более ничего. Может быть читателю будет не безынтересно узнать, как другие оправдывают нарушение таких святых клятв, и тем часто подвергают себя значительной опасности. Джон Гайд, один из наиболее известных вероотступников, пользовавшийся всеобщим уважением, оправдывает свои причины следующим образом:
"Во-первых, так как никто не мог отказаться принять эти клятвы до того времени, пока не слышал ее сущности и после того времени, то он и никого не обязывают перед судом. Во-вторых, так как обязанности включали в себя также другие акты послушанья, также как и соблюдение тайны, и так как я не намереваюсь слушаться тех других обязанностей, то не может быть ничего несвойственного в нарушении клятвы сохранения тайны, также как и в нарушении клятвы в безграничном послушании. В третьих, так как обязанности включала в себя измену против Соединенных Штатов, то долг велит каждому человеку выдать их. В четвертых, так как обещание Endowment было главной приманкой, являвшейся мормонам для того, чтобы заставить их переселиться в Соленое Озеро, весьма естественно они должны знать его достоинство. В пятых, лучше нарушить дурную клятву, нежели соблюдать ее свято".
В нравоучении мистера Гайда первое рассуждение превосходить все остальные; третье едва ли может быть допущено, так как он был житель Англии, чужеземец в Америке, последнее же может с одинаковой силой быть применимо ко всякой клятве какого-либо человека. Но Гайд собою только привел обыкновенный пример отступивших мормонов; из материальной и грубой крайности он впал в противоположную окончательную крайность неопределенного мистицизма и проповедует ныне в Англии сведенборгианизм. Если он проживет еще двадцать лет, он, вероятно, опять отступить, снова впадет в совершенный атеизм или сделается тысячелетником, спиритуалистом, и, наконец, сумасшедшим.
Следует ли нам верить свидетельствам вероотступников, и происходить ли в действительности вещи подобные таинствам и Endowment? Мое мнение, что повествование существенно справедливо по многим причинам: что свидетельства согласуются вполне там, где сговор невозможен; рассказ производится во многих случаях лицами, совершенно неспособными воскресить или составить подобный заговор; вероотступники повсеместно чувствуют какой-то страх или боязнь говорить об этом и никогда не делают этого, исключая только те случая, когда находятся в совершенной безопасности от власти церкви; все, что было наблюдаемо внешними наблюдателями, вполне соответствует с этими повествованиями, и, наконец, следует принять во внимание факт, что существует согласие и полнейшая аналогия между известными ученьями церкви очерками драмы.
Это одно из средств, употребляемых мормонскими руководителями для того, чтобы возбудить единство в своем народе, и к такому празднеству богохульства и ужаса побуждают они свет своим обольстительным миссионерским гимном, который мы и предъявляем здесь в переводе:
"Смотри, цепь язычников сломана; знамя свободы развевается в воздухе; внимайте, народы и знайте, что это знамя возвещает вам близкое искупление.
Смотри, на той отдаленной горе, далеко выше источника Миссури распускается широко знамя Сиона. Смотри, оно развевается для всего мира.
Свобода, мир - полное спасете; свобода каждой нации, свобода языку и каждому убеждению наше низменное благословение.
Приходите вы, христианские секты и язычника, попы, протестанты и жрецы, служители Бога или Дагона, приходите на прекрасное празднество свободы.
Приходите вы, сыны сомнений и удивления, индейцы, магометане, греки или евреи; все ваши оковы разрываются, знамя свободы развевается и для вас.
Перестаньте убивать друг друга, присоединитесь к договору мира; будьте все друзьями и братьями, и это принесет миру желанное избавление.
Смотрите! Наш царь, наш велики Мессия, царь мира снова будет царствовать над нами. Провозгласи снова, божественный хор, "на земли мир и в человецех благоволение!"