ПОИСК ПО АВТОРУ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПОИСК ПО НАЗВАНИЮ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я || ГЛАВНАЯ

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава XXII.
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАН В ЮТЕ.


Церковь.- Первая попытка. - Преподобный Норман Мак-Лиод. - Доктор Дж. К. Робинсон - Вторая попытка, отец Келлей. - Последняя попытка. - Епископальная миссия и ее успех - Субботняя школа. - Гимназия св. Марка. - Надобность в здании. - Миссия его преподобия Джорджа У. Фута.- Затруднительность положения. - Число и занятия язычников. - Политически виды. - Языческие газеты.- Ютский Вестник.- С. С. Соуль, основатель. - Господа Аульбах и Баррет. - Опыт автора. - Защита принципов.- Вежливость язычников. - Заключение.

Христианская церковь, школа и газета только недавно учреждены в Юта, но уже совершили многое. Удивительно, что так долго пренебрегали таким богатым полем для миссионерской работы. Почти в продолжение пятнадцати лет голос христианского священника ни разу не быль слышан в городе Соленого Озера.

Если и были капелланы между войсками Джонсона, то они, как кажется, не оставили следов своего присутствия и не делали никаких попыток действовать между мормонами. Первое миссионерское усилие было сделано преподобным Норманон Мак-Лиодом, капелланом калифорнийских волонтеров, в лагере Дуглас. В конце 1863 года он начал проповедовать в зале на улице Мэн, и впоследствии набрал денег, чтобы построить "Здание Независимости". Большая часть фондов была дана в задаток одним литературным обществом, существовавшим между язычниками; и это здание всегда не столько считалось церковью, сколько залом для чтения и собраний; попечители, однако, называют его "первой конгрегационной церковью Юты". Оно обременено еще до сих пор долгом в 2,000 фунтов стерлингов. Преподобный Мак-Лиод учредил Субботнюю школу, которой д-р Дж. Е. Робинсон быль нисколько время суперинтендентом; он прочел также целый ряд лекций о различных предметах, которые возбудили большой интерес. Склад ума мистера Мак-Люда был, по видимому, полемически, и потому многие из его лекций и проповедей были в высшей степени полемические и возбуждали не мало гнева между мормонам и подвергались разбору между язычниками. Что лучше достигаете цели - или эта наступательная политика, или более кроткая и убедительная - это еще спорный вопрос. Осенью 1866 года мистер Мак-Лиод отправился на восток собирать деньги на постройку церкви; в его отсутствие, доктор Робинсон быль убит, и так как жизни Мак-Лиода явно угрожала опасность, он счел за лучшее не возвращаться.

Вторая попытка основать миссию была сделана отцом Келлеем, из римско-католической церкви, летом 1866 года. Он провел несколько времени в городе Соленого Озера, стараясь поддержать хорошие отношения с мормонами и из различных источников набрал достаточно денег, чтобы прибрести участок земли, который еще находится во владении католической церкви, но он нашел немного католиков во всей округе в не образовал церкви. Третье и последнее миссионерское усилие было сделано под покровительством епископа Теттля, по поручению епархии, в Юте. В апреле 1867 года, по его востребованию, преподобные Джордж У. Фут и Томас У. Гаскинс прибыли в город Соленого Озера в мае месяце и начали богослужения в одно время. Они нашли только двух причастников своей собственной веры - епископальной, в только двадцать других христианских сект. Начиная с того дня до настоящего времени правильные богослужения происходили в "3дании Независимости", и была устроена хорошая церковь. В продолжение двух с половиной лет, их церковной должности, сто один человек были крещены ими, из которых тридцать четыре взрослые, и многие из бывших мормонов. Девяноста причастников были приняты в число признанных членов, из которых шестьдесят шесть еще живут в городе Соленого Озера; другие или переселились или умерли. Все секты соединились в большом размере для поддержания этой церкви и Субботней школы, и евреи также оказывают помощь и содействие в этом деле - единственное место в Америке, где это происходить.

Субботняя школа началась немногими членами, и вследствие приказаний, данных властями мормонской церкви, никоторые из этого небольшого числа были удалены. Но другие вскоре заняли свое положение, и, не смотря на открытую вражду и частную злобу, школа постепенно увеличивалась. В различный времена, в школе воспитывалось немного более трехсот детей, и обучение как мормонской, так и языческой молодежи, имело всегда замечательный и благотворные последствия. Эта школа все еще процветает, и ее свет христианского знания составляет яркую точку в центре многобрачного язычества.

Гимназия Миссионерской Ассоциации св. Марка, первая языческая школа в Юте, была открыта в июли 1867 года преподобным Томасом У. Гаскинсом и мисс Фут, сестрой священника, и состояла в начале из шестидесяти воспитанников. Начальники мормонов запрещают своему народу посылать туда детей, но бесплатное обучение привлекало многих; школа постепенно увеличивалась в числе и улучшалась в преподавании, так что имеет теперь около ста сорока учеников и принуждена отказывать всем другим, за недостатком в помещении. С начала ее учреждения до настоящего времени в ней обучалось четыреста детей. Теперь предполагают прибрести более учителей и постепенно увеличить курс преподавания, так чтобы молодые люди могли пройти гимназически или, по меньшей мере, академический курс. Есть установленная плата за обучение, но все несостоятельные принимаются в бесплатные ученики, число которых простирается теперь до шестидесяти.

В городе Соленого Озера нет еще здания христианской церкви, но надеются, что в скором времени таковое будет воздвигнуто, вместе с обширным помещением для школы, и преподобный Джордж У. Фут, находится в настоящее время на востоке, собирая деньги на постройку его. Миссия и школа имели также значительную поддержку в лице преподобного Генри Фута, который недавно переселился в город Бойз, в Идаго. Этот господин, в видах успеха своей миссии, счел за лучшее не возбуждать личного неприязненного столкновения. Эти люди всегда воздерживались от спора или прямого нападения на начальников мормонов; хотя бы из личного распоряжения или консервативной политики церкви, или в надежде уничтожить горькую ненависть к преподобному Мак-Лиоду. Они удовольствовались только проповедованием о "Христе распятом" и распространением правил, которые должны были выработаться в сердцах их служителей в любовь и стремление к правде. Можно было предположить, что подобная политика обезоружит, по крайней мере, личную вражду, и что люди не станут проклинать, хотя бы они и были не согласны с проповедуемыми принципами. Но напрасно кто-нибудь надеется смирить прекрасными словами злобу змеи, она не перестанет жалить, потому что это в ее натуре, и мормонизм, встретив себе сопротивление, прибегает к оружию злословия и клеветы, как против убедительного мыслителя, так и против свирепого полемика. Если эти люди надеялись избегнуть участи Мак-Лиода, они очень ошибались; всевозможные эпитеты, какие только могло придумать грязное воображение, посылались на них в мормонской печати и с кафедры, и бешенство изуверства не избавило от поношения и женщин, которые помогали им в их благородном деле. Само собою разумеется, что такое злословие не могло лечь пятном на имя христианских женщин, и только ясно обнаружило безусловную испорченность мормонов.

Проповедование началось в Коринне в начале 1860-го года, вместе с самыми ревностными усилиями собрать деньги на постройку здания которое было окончено и освящено в июле месяце того же года. Чистое и без притязаний, не большое, но удобное, оно составляет украшение города и достойно замечания как первое здание христианской церкви в Юте. Субботняя школа была учреждена, и учете происходило правильно, между тем как еженедельная школа, составляющая ветвь гимназии города Соленого Озера, была устроена прошлою осенью; учительницей при этой школе состоит мисс Нелли Уэлльс, бывшая прежде помощницей в школе города Соленого Озера; как первая чисто народная школа в Юта, эта школа заслуживает места в истории.

Положение и занятия язычников не такого рода, чтобы они могли поощрять школы или церкви, так как они большею частью рудокопы; пастухи, разносчики или временные жители.

Рудники Юта развиваются медленно, но пожни почти с уверенностью сказать, что там вроется значительное богатство. Юта находится в минеральном поясе, 'Геологическое образование страны соответствует в точности тем странам, где найдено громадное богатство золота и серебра; некоторые важные открытия уже сделаны, и можно ожидать новых. Рудники Севиера, Бингэиа, Коттонуда, долина Реш и Стоктона не настолько еще богаты, чтобы привлечь капиталистов или внезапно обогатить кого-нибудь; но во многих местах постоянное обрабатывание их было найдено выгодными, и при более удобных способах транспорта руды и машин, при дальнейшем опытах и открытиях, все пойдет лучше.

Каждое настоящее исчисление язычников в Юте основано некоторым образом на догадках. Они между мормонами, как видно по опыту, лишены прав, не получают, билета и не имеют голоса; они имеют только одно организованное церковное общество, никогда не составляли конвента en masse и не имели действительной организации, чтобы представить нам какие-нибудь данные, наконец, она рассеяны по всей территории и имеют неправильная сношения или сообщения. Из лучшего, попавшегося мне свидетельства, я представляю следующее исчисление: Коринн - 1.000 Огден, Уинта, Эхо, Уасач и Медвежья Река(каждый по 100) - 500 Город Соленого Озера - 500 Лагерь Дуглас - 400 Бенгам, Коттонуд и долина Реш (по 100) - 300 Рудокопный округ Севиера - 300 Рассеянных по территории - 500 Итого - 3.500

За вычетом солдат и официальных служителей Соединенных Штатов остаются три тысячи граждан. Из всего числа, по меньшей мере, две трети подателей голоса, - почти все "безголосные" находятся в Кориннне и в городе Соленого Озера.

Что касается до законной подачи голосов мормонов, статистика не может определить этого. На последнем выборе Гупера число простиралось до 16.068, но оно могло также дойти до 1.500.068. Вопрос состоит только в немногих цифрах, которые нигде не простираются до большого числа. За вычетом всех престарелых лиц, всех не принятых или незаконно принятых поверочными судами в число граждан, всех, объявленных неспособными указом конгресса от 1-го июня, двойного вотирования и фальшивых шаров, цифра законной подачи голосов понизилась бы на 1.568.

В Юта, в различные времена, издавались три языческие газеты.

Вместе с армией Джонсона прибыл некий Кирк Андерсон, который вскоре после того начал издавать еженедельную газету под названием "Valley Tan". Она существовала от 1853 до 1859 года и прекратилась за неимением поддержки. Об этой газете известно очень мало; есть только списки, находящиеся еще в редакции газеты "Вестника", но, кажется, она была издаваема одно время мистером Андерсоном, и затем мистером Мак-Гиром.

Первая ежедневная газета, под названием "Union Vedette", была учреждена в лагере Дуглас, в конце 1863 года, генералом П. Е. Коннором. В начале, работа производилась людьми, завербованными из калифорнийских и невадских волонтеров, а издание - различными офицерами. Главным предметом газеты "Union Vedette" было, кажется, сообщать ежедневно телеграфические известия с театра войны, которые усердно читались всеми язычниками. Мормоны имели тогда одну газету,"The Wekly Deseret News", которая была также стара, как и территория, но слишком тупа и прозаична, чтобы соответствовать новым умственным потребностям. Газета "Union Vedette" была учреждена при содействии генерала Райта, находившегося тогда в командировке Военного отдела, с целью публиковать все официальные приказы и в надежде распространить между мормонами более правильных понятий о военной и гражданской политике правительства.

В отношении старой вражды между мормонами и язычниками, газета "Union Vedette" разбирала вопросы верности, так как волонтеры были сильно преданы американским учреждениям; и мормоны отличались от южных мятежников только тем, что они не были открыто вооружены. Газета стала вскоре совершенно популярной и прибрела обширное кругообращение в Монтане и Идаго, также как и в Юте. Осенью 1865-го года она была переведена в город Соленого Озера и увеличена. Никоторые из офицеров еще писали по временам для нее, но издание находилось совершенно в руках цивилистов преподобного Нормана Мак-Лиода и О. Дж. Гольдрика. Полемический дух, составлявший не совсем выгодную сторону проповедей Мак-Лиода, гораздо более подходил к столбцам газеты "Union Vedette", которая стала еще популярнее и шла хорошо в продолжение одного года. Многие другие лица также помещали в ней свои статьи в течение этого времени. Затем редакция перешла в другие руки, и мистер Шоаф, типографщик из Калифорнии, сделался именным владельцем и издателем. Но газета "Union Vedette" уже прошла апогей своего благоденствия и в течение пяти месяцев размер ее уменьшился на половину. Шоаф вскоре передал ее судьи Даниелю Мак-Логлину и мистеру Адаму Аульбаху, которые снова придали ей прежний формат; короткое время, она снова процветала, но судья Мак-Логлин отправился в Кайенну, после чего газета быстро пришла в упадок и, наконец, совсем прекратилась. Во время администрации Шоафа, финансовое расстройство достигло таких размеров, что весь лишний материал был продан, и на вырученные деньги были учреждены две новые газеты: "The Utah Magazine" ("Ютский сборник") и "The Sweet-water Mines" ("Пресноводные руды").

В начале 1868-го года мистер С. С. Соуль прибыл из Калифорнии и, найдя место удобным, купил остальной материал и 11-го мая того же года издал первый номер ежедневной газеты "Salt Lake Reporter" ("Вестник Соленого Озера"). В пять месяцев ее существования; газета была очень маленького формата и издавалась в одно время многими лицами, но правильно ни одним. Газета более чем всякое другое предприятие требует контролирующей силы одного направляющего ума; постоянная посредственность лучше, нежели переменчивый талант, прежде всего она должна иметь установленное направление, и один простой прилежный труженик гораздо лучше, нежели полдюжины блестящих, но неправильных гениев. Но вообще сомнительно могла ли какая-нибудь газета иметь успех в продолжение того периода, все равно, какой бы талант не был употреблен.

10-го сентября 1868-го года, автор прибыл в город Соленого Озера и 19-го октября принял на себя издательский надзор за газетой "Вестник", и это занятие продолжалось одиннадцать месяцев, до сентября 1869-го года. 1-го декабря он соединился с господами Адамом Аульбахом и Джоном Барретом в покупке всей редакции, и это товарищество продолжалось восемь месяцев, представляя действительное удовольствие автору, но мало денежной выгоды. Еженедельное издание было начато в феврале 1869-го года и продолжается до сих пор увеличиваясь в обращении и популярности. Весною 1869-го года, редакция была переведена в Коринн и Юта, и газета получила название "Вестник Соленого Озера". В начале сентября автор удалился, и вскоре редакция перешла в руки господ Гюика и Меррика, настоящих владельцев.

Во время моих издательских трудов, я часто имел случай разбирать действия мормонских судов в особенности после нашего переселения в Коринн. Судьей нашего графства был епископ Смит, уже известный читателю как муж двух своих племянниц; в одной статье о делах графства, я отнесся к этому факту со значительной строгостью, может быть даже более чем позволила бы это в журнале строгая справедливость. Вскоре после того, как я сложил с себя издательские обязанности, я был приглашен свидетелем в городе Брайам, и, выходя из залы суда на улицу, получил сильный удар в затылок, вследствие которого я почти без чувств повалился на землю. Сколько человек участвовали в нанесение мне удара, один или нисколько, я не знаю; все, что я ясно припоминаю, это тяжелый шум удалявшихся шагов, и когда я очнулся - меня подняли мои друзья. Моя ключица была сломана в двух местах, и мой череп был сильно разбить, кроме других, менее значительных повреждений. Я узнал потом, что главный, нанесший мне удар, был сын судьи, но я не видел и потому не мог уличить его. Причиной этого нападения была, вероятно, мои суждения об его отце и поверочных судах. Но нечего было делать; это был один из тех случаев, которым часто подвергаются язычники в Юте, и относительно этого там нет никакой расправы.

Несколько времени тону назад, один молодой человек, отступивший мормон, служивший писцом у купца Ф. Кизеля, был убить в долине Медвежьей Реки таким способом, который довольно ясно обнаруживал, что это было сделано по наущению церковных властей; и вскоре после того некий господин Фельпс, молодой язычник в городе Соленого Озера, был схвачен ночью тайной полицией, получив огнестрельную рану в плечо, насилу мог убежать, чтобы спасти жизнь. Ему удалось, однако, убить одного из напавших на него. Подобные происшествия случаются теперь редко, в сравнении с тем, что было десять или пятнадцать лет тому назад.

Я был ранен 1-го ноября, но, благодаря тамошнему здоровому воздуху, оправился на столько, что мог отправиться в путь 1-го декабря, и после пятнадцатимесячного пребывания, я оставил территорию, по крайней мере, на короткое время.

Из моих отношений с язычниками Юты я вынес самые приятные воспоминания. Совершенно незнакомый ни с кем и ни с чем и находясь в положении, в котором личная дружба составляет почти необходимость, я встретил самое любезное и почтительное внимание с их стороны. Я питал живейшее сочувствие к народу, угнетенному в самом центре его собственной страны, носящему имя американских граждан, но подверженному самому жестокому деспотизму. Мои социальные отношения с этим народом имели самый дружелюбный характер, и если; я жаловался когда-нибудь на недостаточную материальную поддержку моего труда, то я вижу теперь, что виной тому были обстоятельства, стоящие выше их воли. Я глубоко радуюсь тому, что мое издательское заведование встретило сердечное одобрение со стороны тех, во мнение которых я верил более всего, и что "Вестник" находится теперь в таком положении, которое обеспечивает отчасти его будущность, так как я буду вечно гордиться тем, что установил его направление.

Что касается до мормонов, то я, по прибытии в те края, звал очень мало о них, и мои первые впечатления были скорее благоприятны. Моими первыми друзьями были мормоны, с которыми я путешествовал, на протяжении четырехсот миль по равнинами; и эти лица остались до сих нор моими друзьями, они оказывали мне любезности, которая я действительно ценю; я "и их хлеб-соль и грелся у их очага".

Но, несмотря на их добродушие и личную дружбу относительно меня, я не могу не признать чудовищных пороков их социальной системы, или омерзительных сторон церковной тирании; и если мои чувства к иерархии вскоре изменились, то это благодаря моему личному опыту. Я не нахожу слов, чтобы выразить мою ненависть к их системе. Народ умерен и трудолюбив и честен, но это мало помогает ему, когда он фанатически предан такой власти. Если в горечи антагонизма будет сделана несправедливость относительно какого-нибудь частного лица, я, более других буду сожалеть об этом и готовь оказать помощь со своей стороны, и не смотря на то, что на мою долю выпал неприятный опыт, я не чувствую особенной ненависти к этому народу. И когда пройдут два десятка лет, и те принципы, которые составляли предмет нашего спора, принесут плоды, я уверен, многие, которые проклинали автора, признают за ним, по крайней мере, искренность; когда же время и опыт покажут что было правильно и хорошо для страны и народа, то те, которые не соглашались с мерами, предложенными автором, я надеюсь, забудут свою злобу навсегда.

Hosted by uCoz