ПОИСК ПО АВТОРУ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПОИСК ПО НАЗВАНИЮ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я || ГЛАВНАЯ

БУДДИЗМ И РЕЛИГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ1.
Д. В. Горохов.


Киев: Типография Акционерного Общества "Петр Барский в Киеве". Крещатик, № 40, 1915. - 31 с. - (Оттиск из журнала "Труды императорской Киевской Духовной Академии", 1915. )

Когда основатель буддизма - Будда Сакья-Муни, после долгого сопротивления, уступил, наконец, настойчивым просьбам своего любимого брата и ученика Ананды и вскормившей его мачехи Мага-Праджапати и принял в свое братство женщин, он предсказал, что его учение, которое иначе бы просуществовало тысячу лет, теперь устоит всего лишь пятьсот. Но Будда, говорит проф. Р. Пишель, оказался здесь плохим пророком, и его предсказание не исполнилось. Напротив, поднятое им на востоке Индии за полтысячи лет до Христа движение во втором тысячелетии по рождеству Христову пробудилось к новой жизни, так что древний основатель буддизма в наши дни открывает как бы новое победное шествие, на этот раз не только по восточному, но и по западному миру2. В то время как христианство, согласно с торжествующим заявлением нынешних буддофилов, давно уже будто бы перестало распространяться и даже в течение последнего полвека лишь уменьшается в своем числе, а ислам приобретает себе последователей среди одних туземцев Азии, Океании и Африки, буддизм, "насчитывая почти столько же своих официальных последователей, сколько его соперники вместе, постоянно увеличивает еще их число всякого рода "бессознательными" поклонниками: двадцатью миллионами отторгшихся от христианства современных спиритуалистов, спиритов, герметистов и мартинистов, тысячами суфитов и миллионами бабидов3, десятками миллионов союзников, ушедших из вишнуизма и шиваизма; он возвратил уже многих из "своих овец, заблудивших было под закон Магомета", приобретает полное влияние над синтоизмом, окончательно покорил Цейлон и уже снова возвращается на свою древнюю родину4.

Основанное, с целью распространения буддизма, в 1891 г. в Коломбо, на Цейлоне, "Общество Магабоди" (Mahabodhi Society) свое внимание действительно обратило раньше и больше всего на Индию. Благодаря усиленным трудам его многочисленных членов, рассеянных по всей Индии, Бирме и Америке, был прекрасно реставрирован великолепный храм в "буддийском Иерусалиме", Будда-Гайе, устроен обширный дом для паломников и с успехом были приложены первые усилия для восстановления древних священно-религиозных церемоний и праздников (вроде дня рождения Сакья-Муни). Тогда же на Цейлоне возникли и превосходно обставленные на деньги американских друзей буддизма школы мальчиков и девочек и семинарии для буддийского духовенства.

Параллельно с этим, в 1903 г. в Рангуне, в Бирме, образовалось "Международное буддийское Общество" (International Buddhist Society), поставившее себе прямою задачей - уничтожит все препятствия к принятию буддизма, и содействовать изучению языка пали, на котором написан канон южных буддистов. Последнюю задачу практически осуществил недавно умерший сиамский король, на средства которого были изданы в тридцати девяти томах священные книги южных буддистов, самое же Общество по преимуществу было озабочено основанием в Рангуне буддийской библиотеки и миссионерской школы, откуда после десятилетнего обучения предполагалось рассылать и ныне действительно рассылаются миссионеры буддизма во все страны мира.

Сила буддизма в Японии с несомненностью засвидетельствована очевидцами, неоднократно и ныне наблюдавшими там те "дантайи"5, для приема поездов с которыми устраиваются нарочитые станции, своими глазами видевшими, "с каким горячим усердием и верой молятся в своих храмах бесчисленные паломники буддисты"6, на собственном опыте испытавшими, "как слишком мало еще поколеблена здесь в своих основах буддийская твердыни"7. Японцы оказываются даже весьма ревностными миссионерами: основавшись в Сан-Франциско, японская буддийская миссия издает там свой журнал "Свет Закона" (The Light of Dharma), очень читаемый в Америке, кроме того, в самой Японии известен превосходно редактируемый и богато иллюстрированный журнал "Восток" (The Orient), а японские ученые, изучив в Европе санскрит и пали, занимаются обработкой китайских переводов северного канона и уже перевели с китайского весьма ценные для познания буддизма описания путешествий буддийских паломников8.

Свои отделения в Америке и в Европе и многочисленные периодические издания, вроде "Der Buddhist", "Buddhism", "Buddhist Review", "The Lotus Journal" имеют также и все другие буддийские общества, их представители с необыкновенной настойчивостью в целом ряде рекламных брошюр и больших сочинений стараются пропагандировать, что "среди религий буддизм занимает исключительное, недосягаемое для других систем положение религии будущего, которая переживет всякий иной свет", и как будто даже в наши дни, более чем когда-либо, "перейдя снежные вершины Гималаев, пройдя пустыни средней Азии и переплыв моря", с огромным успехом проникает "учение Будды к народам, самое имя которых не было известно в Индии", к тем, которые считаются более всех образованными и культурными9 и среди коих оно находит, однако не только поклонников и почитателей, но и в собственном смысле своих усердных и преданных адептов-исповедников10.

Вообще можно сказать, что ни одна из языческих религий не привлекала к себе такого внимания со стороны европейских ученых, особенно в последнее столетие, как буддизм; если конфуцианством, парсизмом, браманизмом главным образом интересовались лишь синологи, зендологи, санскритологи и теологи, то буддизм сумел обратить на себя взоры далеко не одних специалистов. Насколько известно, почти после первого же знакомства с ним, весьма многие из западных писателей самых разнообразных лагерей с большим единодушием высказывались о буддизме в том смысле, будто его система - это самая возвышенная философия, даже стоящий на уровне современного развития идеал знания и главным образом та мораль без Бога и без души, которую с особенною готовностью брались они насаждать в Европе в целях нравственного оздоровления, европейского общества; тогда и христианские поэты, окружив личность Будды Сакья-Муни ореолом какого то необычайного величия, повсюду, где только было доступно, прославляли буддизм, как великую духовную доктрину, а все, увлеченные их примером и похвалами и руководимые смутными требованиями неудовлетворенного чувства, с восхищением начали обращаться к нему, как бы к какому то новому и самому благодетельному лекарству от всех духовных бед своих и томлении... В разных местах и различными способами высказываемые эти симпатии к буддизму самое яркое выражение свое нашли, конечно, на т. н. "Всемирных конгрессах религии" в Чикаго, в 1893 г., и в Париже, в 1897 и 1913 гг11.

В столице Франции еще раньше первого конгресса - 21 февраля 1891 г. пред алтарем с идолом Будды Амиды в Musee Guimet двумя японскими буддийскими жрецами Ko-Id-rumini Ria-utan и Yoshitsura Hogen было совершено нарочитое служение. И бонзы, выражая тогда в своих с большим вниманием и сочувствием выслушанных речах удовольствие, что, по милости Будды, им удалось бросить в Европе зерна его учения, высказывали твердое убеждение и надежду, что Париж, этот центр материальной культуры, скоро сделается одним из путей для восприятия духовной истины, и во Франции скоро созреют достойные плоды "Благого Закона"12.

Торжественной буддийской службой в присутствии избранного общества закончился и ориенталистический конгресс 1897 г., но при этом новые "богомольцы" получили уже из рук жреца по куску желтой ленты, имеющей, для буддистов значение священного амулета, а в роли убежденного пропагандиста буддийского учения с кафедры Сорбонны выступил профессор де-Рани. После Парижского конгресса, по рекомендации высоких покровителей, серьезные органы французской печати начали оказывать самое благосклонное гостеприимство всяким сведениям о буддизме, последний обычно почти стал трактоваться среди отрицательно настроенных критиков, как первоисточник для христианства и вот, наконец, известный буддофил Эм. Сэр, не боясь никаких упреков в преувеличениях15, с нескрываемым торжеством насчитывает ныне во Франции более 300 000 братьев-буддистов14.

В стране "вольных горожан" как раз около того времени, когда усилиями одного ученого буддизм был поставлен выше восточного и западного христианства15, появилась "чудная", как ее называют, поэма Эдв. Арнольда - "Свет Азии", где Будда называется спасителем мира, которому ни на земле, ни на небе (??), ни в аде нет равного по достоинству, мудрости, благости, милосердию и т. п. С не меньшим успехом в Англии же в 1895 году вышло в свет сочиненное Карусом "Евангелие Будды", заменившее для европейских почитателей Сакья-Муни Евангелие Иисуса Христа и, конечно, не скоро еще утратят свою остроту и горечь, не прекращающаяся почти до самого последнего времени нападения на самобытность и исключительность христианства со стороны таких буддофилов, как Стэнлев и Лиллье.

По свидетельству барона Вимпфена, в 1891 г. буддисты добивались позволения устроить в Париже буддийский монастырь16. Ныне, издающийся в Лугано итальянский журнал "Coenobium" сообщает, что находящийся в этом городе буддийский миссионер бикшу Нианатилока выбрал для такого монастыря место в горах Новаджио, вблизи Паза. В числе пожелавших вступить в новый монастырь указывались одна молодая голландка и немец, уже три года как исповедующие буддизм, и еще семь немцев, недавно обращенных этим монахом, причем бреславский архитектор будто бы составлял даже планы для постройки в пазском лесу "вихар" (хижин) буддистам.

Едва ли, думается, эта почтенная группа успела создать "первый буддийский монастырь на западноевропейской территории". Но что самым непримиримым врагом христианства и самым ревностным и неутомимым пропагандистом враждебного ему буддизма оказался народ, который всегда собственно был христианским только по имени и под личиною внешнего лоска и высокой цивилизации неизменно оставался грубым варваром и язычником, это, разумеется, вне всякого сомнения. Общеизвестна аллегорическая картина германского императора Вильгельма, в виде мрачной грозовой тучи, с огромным идолом Будды в средине, представляющая, по его замыслу, желтую опасность, надвигающуюся на Европу. Картина эта, как теперь открылось, была назначена в действительности только для непосвященных, - меньше всего заботился виновник нынешней мировой войны о том, чтобы предупредить европейские народы "хранить свои духовные сокровища"17; ему нужно было лишь до известного времени усыпить опасные для "будущей немецкой гегемонии" государства, главным образом, конечно, нас, русских. А на самом деле - ведь это немецкий профессор в Лейпциге Руд. Зейдель, вызывая многочисленных последователей и подражателей, не допускал и малой доли сомнения в том, будто христианство только "улучшенный и дополненный буддизм" и во всем оружии своего остроумия и ученой эрудиции пытался доказать зависимость нашего Евангелия от буддийских легенд; это один из заслуженных знатоков и переводчиков, священных буддийских текстов в Германии, К. Э. Нейман, словами: "Наконец то взошел на нашем горизонте свет буддийского учения, имеющего светить всем, кто только сможет вынести блистание истины"18, с особенным восторгом приветствовал возрождение и усиление буддизма, и в наши почти дни изданное Карл. Зейденштюккером "Евангелие Будды" не столько успешно конкурирует с "Евангелием" П. Каруса, сколько параллельно с ним стремится к одной и той же цели: подорвать основы одного и того же Евангелия Христова.

Знаменитый немецкий поэт Вольф. Гете, дарвинист раньше Дарвина, пророк монизма и позитивизма, был несомненный буддист. В его поэмах мы постоянно находим доказательства того, что, он признавал и буддийскую психологию и учение о карме; он ничего не знал ни об Атмане, ни о скандах, но на душу человека он смотрел лишь как на продукт кармы, унаследовавшей от древних существований и назначенной продолжаться и после смерти индивидуума согласно с предшествовавшей его жизнью. Немецкий ренегат христианства Фр. Циммерман19, принявший имя Субадры-бирсшу, хотя свой "Буддийский Катехизис" издал в Брауншвейге, в 1892 г., датирует его, однако не годом от Рождества Христова, а годом от переселения в нирвану "Совершеннейшего", т. е. Будды. И как какой то, может и выдуманный20, лама призывает "всех просвещенных истинных учеников Будды привести на путь спасения христианских варваров в Европе, еще погруженных в глубину пропасти религиозного невежества"21, так и бикшу Субадра с истинно миссионерским жаром приглашает ищущих освобождения от "мертвых догм господствующих религий" европейских читателей своих "всецело проникнутся учением Будды", тем самым, которое, по нему, есть "свет истины, освещающей мир, восходящей с востока, откуда исходит всякий свет, и посылающей лучи свои в сторону запада на благо, спасение и искупление для каждого"22. В сочинениях Hubbe-Schleiden'a23, Авг. Нимана24, Отто Пфлейдерера25, Шмиделя26, Планге27, Фр. Штрейслера28 и прочих неизменно проводятся одна и та же тенденция - установить зависимость наших евангельских текстов от буддизма как "факт возможный" или даже как "факт неоспоримый", а книги Бр. Фрейданка при своем появлении встречали препятствия со стороны даже немецкой цензуры. И вполне понятно почему: нет, кажется, того преступления, того заблуждения и порока, которые бы не были приписаны автором христианству, и трудно, в тоже время, перечислить все похвалы, которыми он тут же наделяет учение Будды, эту, по его словам, всемирную религию, религию будущего, единственную, владеющую "кристальной чистоты храмами истинной человечности"29.

Вообще, как мы знаем, немцы любят хвалиться своею аккуратность, блестящим состоянием своей техники, тем, что у них свое бывает, предусмотрено, все поставлено твердо, прочно и основательно. И это именно в Германии в 1903 г. сформировалось, вместе с примкнувшим к нему "Лейпцигским буддийским миссионерским кружком" с книгоиздательством и книжным складом "Буддийское Общество", насчитывающее ныне многие сотни своих членов и прямою задачею себе поставившее ознакомление с буддизмом и распространение его среди народов христианских30.

Столь беззастенчивая и усиленная буддийская пропаганда во всех почти странах Старого и Нового света не замедлила, к сожалению, перекинуться и в наше отечество. Печальные симптомы увлечения буддизмом в России давно уже явно сказывались. И у нас два раза образцово переведенная на русский язык знаменитая поэма Эдв. Арнольда выдержала несколько изданий и по последним сведениям читается даже нашими грамотными бурятами; характерным знамением являются также начавшиеся и продолжающиеся переводы особенно прославленных священных буддийских книг, вроде Даммапады, Сутта-Нипаты, с соответствующими предисловиями, восхваляющими "простоту буддийской религиозной конструкции и возвышенно-чистую этику буддизма". В переводах священных буддийских писаний деятельное участие принимал и граф Л. Н. Толстой31. И переводы его всегда носят известную тенденциозную окраску, потому что прославленный "пророк нового Евангелия", граф Толстой, в сущности, был всецело проникнут языческо-буддийскими симпатиями: он не признавал, например, никакой существенной разницы между древними мудрецами - Конфуцием, Ману, Зороастром, Буддой, Сократом и другими и Господом Иисусом Христом32, всегда проповедовал какую то выдуманную им "всемирную церковь", соединяющую "всех, всех людей, искренно ищущих Бога", начиная от "арабского пастуха и до Будды, Лао-Цзы, Конфуция, браминов и многих и многих людей"33, в своих сочинениях и в личных беседах постоянно рекомендовал заменять заповеди евангельские - заповедями Будды34, и после его смерти образ отвергнутого и гонимого им Христа Спасителя самым делом заменил, наконец, услужливо поставленный при гробе его бездушный истукан того же основателя древнего буддизма35.

Влияние Толстого в религиозно-нравственной области у нас, несомненно, было и долго еще останется громадным; его идеи обычно встречают самый горячий прием среди людей самых разнообразных классов и положений, и он один в деле буддийской пропаганды в нашем отечестве мог заменить несколько миссионерских обществ. Вслед за ним достаточно хорошо в своих произведениях знакомят с буддизмом русских людей те представители современной нашей литературы, как писатели Мережковский, Минский, Минаев, или поэты Фофанов, Бальмонт, ищущие "новой религии" и "третьего завета", которые, во имя своего разума, отрицают обычно божество Иисуса Христа и сопоставляют Его с Буддою, Платоном, Магометом36; буддийское настроение как бы непроизвольно выражают даже такие писатели, которые, по словам Вл. С. Соловьева, и не интересовались буддизмом, например, А. A. Голенищев-Кутузов37.

Быть может, вопреки собственным намерениям, но явное расположение к буддизму высказывает в своей "Мистической Трилогии" М. В. Лодыженский30, и прямо глубокое смущение производит своими похвалами буддизму, как одной, якобы, из самых почтенных и симпатичных религиозно-нравственных систем, профессор академик С. Е. Ольденбург39. А что сказать о т. н. "этических союзах" и разных отделениях "Теософского Общества", которые, в сущности своей, являют не что иное, буддийские общины? Учрежденное для разработки и распространения теософических идей Е. П. Блаватской "Теософское Общество" имеет своих представителей и на крайнем севере, в стране полуночного солнца, в Гамерфесте, и на юге, в полукультурной еще Новой Зеландии, в Канаде и в Капской Земле. Европа покрыта ныне целою сетью отделений Общества, и насчитывая десятки и сотни своих членов, сгруппировались такие отделы и в России, и не только в столицах, но и в разных губернских городах: Киеве, Калуге, Смоленске, Одессе, Владикавказе. Судя по объявлениям журнала "Теософской Жизни", и наши теософы имеют не менее 10 своих журналов, вроде "Теософского Обозрения", "Вестника Теософии", "Спиритуалиста", "Оттуда" и других, устраивают различные популярные лекции, выступают с докладами, предсказывающими теософии, объединяющей мистическое и рациональное познание, великое будущее, обычно обнаруживают большую претенциозность и усиливаются даже противопоставить свое Общество вековому историческому значению нашего церковного христианства40.

Но теософия по всем признакам, с уверенностью говорим мы, всего лишь замаскированный буддизм, и теософ - только новое имя для древнего буддиста и самого ревностного нынешнего буддофила. Все произведения основательницы современной теософии Е. П. Блаватской41, несомненно, окрашены сущностью тайного буддизма, в ее теософическом мировоззрении отображаются не удивительные только параллели буддизма, не подобия только или символы, аналогии и формы, не подозрительное только совпадение, а всецело, в теософском лишь освещении выраженное, прямое учение настоящего буддизма. По словам одного из биографов Блаватской, "теософы - завзятые преимущественно буддисты"42, характер буддизма, ярко запечатленный на теософии, иногда прямо объясняют тем, что "теософия возникла в колыбели буддизма"43, и более последовательные буддофилы так именно откровенно и говорят о внутреннем родстве буддизма с теософией, сами указывают основания для признания тожества и однородности деятельности Сакья-Муни и представителей нынешнего "Теософского Общества", называют его не каким либо магометанским, браминским или христианским, а чисто буддийским, утверждающимся или непосредственно на священных буддийских книгах, или, если и на сочинениях оригинальных, то всегда вдохновляющихся учением Будды44. Если же все это так, то тогда необходимо помнить, что и теософское движение в нашем обществе может развиваться только на счет христианства, сила теософии может расти единственно в ущерб христианской религии и что всякий новый последователь Е. Блаватской и нынешнего президента теософов известной атеистки Анны Безант есть не "преданный друг учения Христова", а его сознательный противник и новый усердный апологет восстановленного буддизма.

Подобно де-ля-Валлэ Пуссену мы считаем, конечно, совершенно безрассудной затею многочисленных невежд и некоторых ученых - превратить Европу в школу Сакья-Муни45. "Было бы безумием, - говорит историк Барт, - обменивать хлеб западной мысли на наркотики буддийских монахов". Как бы ни старались, освободит буддизм от огромного балласта его нелепостей и представить его вроде, какого то мистического позитивизма, нужна невероятная способность к самообольщению, чтобы извлечь из него, хотя малейшую долю для нас пригодного"46. Важно то, что подобные высказываемым нынешними буддофилами идеи, едва заметные вначале и никогда не выступающий постепенно и стремительно, хотя и пробиваются вперед очень медленно, но "вечно юные" проходят неизмеримые пространства места и времени и всегда уверенно делают свое разрушительное дело47; факт тот, что в наши дни буддизм весьма заметно поднял голову, укрепился внутри и переходит в наступление, что его пропаганда идет и развивается самым последовательным и настойчивым образом и, открывая одну за другою целый ряд средних школ, не далее, "как в астраханской губернии он завел даже свою духовную академию"48, а в город святого Петра, "как паразит", вторглась буддийская погода, своим великолепием как бы смеясь над скромною и убогою соседнею православного "церковкой, будто предназначенной к погребению"49...

Широкая, непрестанная и всесторонняя пропаганда буддийской религии и сочувственное отношение к буддизму в известных кругах христианского общества, отношение, входящее "как один из важных ферментов" в состав всего современного философского, нравственного и религиозного брожения, естественно требует к себе самого серьезного и высокого внимания. Глубоко проникая, в самое существо духовной жизни нашего времени, эти явления дают повод некоторым христианским апологетам говорить о настоящем воскресении из мертвых древнего буддизма и в своем начале и развитии с полным правом могут быть сведены к одному собственно вопросу: где истина - в буддизме или религии христианской?50

На заре прошлого века, свободомыслящие люди Европы, говорит один из наших отечественных богословов51, бодро и смело смотрели в будущее: они верили, что начинается новая эра в истории человечества, что в близком будущем восторжествует свобода - гражданская и научная, и что вместе с исчезновением политического рабства рассеется и "религиозные суеверия". Еще раньше, чем зашло солнце XIX века, один из знаменитейших сынов его говорил: "Пройдет сто лет, и христианство сделается достоянием истории". Разуму Вольтера христианство представлялось явлением антиразумным, антирациональным, и он был убежден, что свет науки скоро покажет всему человечеству эту антиразумность и антирациональность христианских доктрин, что на место стесняющей совесть догмы станет охраняющее совесть право, на место скрывающей истину религии станет исследующая истину наука. Желанные сто лет прошли. И XIX век отошел уже в вечность, как раньше скрылся туда же век XVIII-ый... Но не оправдалось пророчество "фернейского мудреца": как и великий Цезарь, давно уже земным он прахом стал; быть может и самое имя его скоро также будет забыто, как имена многих других великих мужей, - а христианство по прежнему стоит незыблемо и неподвижно, по прежнему живет всей полнотой внешней и внутренней своей жизни, и веруем, что будет так жить оно вечно, потому что оно ест истина и любовь, которые не прейдут нигде и никогда.

Вообще без религии не жило и не может жить ни одно человеческое общество, ни один разумный человек.

"Без религии человек так же невозможен, как человек без сердца". Он может не знать того, что у него есть религия, как может человек не замечать того, что у него есть сердце; но существовать без религии, как и без сердца, человек не может. Религия это - источник всей нашей жизни, основа ее и цель; религия это - и опора государства: если мы обратимся к истории, то увидим что никакой народ, никакое время не выполнили своей задачи, если они изгоняли религию из общественной жизни. Религия же есть и культурная сила в собственном смысле этого слова: только при свете религии культурное развитие может быть жизненным и плодотворным, а без религии прогресс - то же, что тело без души. В этом именно обстоятельстве и скрывается подлинная причина того, почему религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни каждого человека и всего человечества.

He считая религий дикарей, браманизм, буддизм, конфуцианство, синтоизм, парсизм, ислам, иудейство и христианство требуют признания своего божественного происхождения и возводят себя к самому началу человечества. Но действительная для всех стран, времен и народов религия может быть только одна. Только одна из всех религий может быть, безусловно, истинной. Христианство объявляет себя за истину, оно именно свое учение ставит выше всех религий и в исторической смене разных форм религии признает его заключительным пунктом (2 Кор. 1:20; Гал. 4:4; Евр. 1:10). Оно и в действительности есть начало и завершение Божественного откровения в мире, запечатленное непререкаемым авторитетом и в неизменном виде на все века дарованное человеческому роду. Древний языческий мир закончился вопросом: "Что есть истина?" Новое время началось изречением Христа Спасителя: "Я есть истина" (Иоан. 14:6). Это слово и есть исповедание христианской веры. В языческом мире мы видим лишь стремления к истине, при том интуиция к ней медленно и часто омрачаемые заблуждениями, хотя и неустанные стремления к добру, но бессильные и по большей части бесплодные, видим жажду истинного и высшего блаженства, но ищущую удовлетворения в мутных и горьких источниках земных радостей и наслаждений. В искании Божественного, в стремлении к истине и добру древний человек опытно должен был дойти, после тысячелетних исканий и блужданий, до сознания своей немощи и бессилия. И когда человек не мог научить человечество, то Бог сам сделался его учителем и воспитателем. Воплотившийся Сын Божий, Господь и Спаситель, принесши с Собою истинное спасение всему миру, тогда же принес и возвестил единственно истинное совершенное учение Свое - христианское. И с тех пор, как христианская вера начала распространяться среди людей, она лишь, выполняя с совершенством и полнотою религиозную задачу единения с Богом, смогла удовлетворить всем существенным потребностям человека: потребностям ума, сердца, воли, иначе - потребности религиозного познания, общения с Богом и спасения; одно лишь христианство оказалось в состоянии дать полнейшие ответы на все врожденные и неизбежные запросы нашего духа.

Открыв человечеству абсолютно истинное познание о Боге и Его отношении к миру и человеку, христианство навсегда удовлетворило этим ум человека, жаждавший истинного богопознания, Сообщив понятное и доступное для каждого знание о мире сверхчувственном и последней судьбе человека, христианство этим самым ввело его в мир высший, идеальный, о котором древний человек имел только самое отдаленное представление; христианство указало и специальный орган для познания этого мира, т. е., веру. Христианство принесло с собою, конечно, новые тайны, истины, содержащиеся в догматах о Святой Троице, о воплощении, об искуплении, о грехопадении всего человечества в Адаме и воссоздании его во Христе. Но во 1-х, этот таинственный характер истин, неизбежный в отношениях бесконечного к конечному, совершенно отличен от темноты незнания и заблуждения, закрывавшей от ума истины естественные, а во 2-х, христианство же и рассеяло прежние тайны, восстановив истины о бытии Божием, Его единстве, промысле и свойствах, о духовности души, ее свободе, бессмертии во всей чистоте и взаимной гармонии, положив на них санкцию Божественного авторитета и возведши их на такую степень возвышенности и вместе - ясности, что даже, младенцы могут понимать их в подлинном и настоящем смысле". "Когда что-либо познается нашею душою так, как оно есть на самом деле", говорит блаженный Августин, "то это и есть истина"52. Но для познания истины необходимо желание познать ее: познание истины есть дело нравственное, оно заключается, прежде всего, в воле, почему и истинная религия есть только та, которая проповедует совершенствование и указывает человеку путь к достижению высшего назначения. Благодатным искуплением человека, положив начало внутреннего освобождения его от зла, христианство поставило ему существенною целью восстановление и развитие первобытной чистоты и праведности, утраченной им в грехопадении, и, устремляя ум и волю человека к небу, ослабляя и искореняя влечение страстей, всегда и неизменно направляет его к вечным целям бытия, к свободе жизни в свете истины. Религия, которая хочет быть истиной, должна быть свята, должна учить святости и образовывать святых. Человечеству во Христе Иисусе был возвращен идеал святости. Этот идеал сам по себе вечен и неизменен, но в его вечности и неизменности коренится главное условие прогрессивного развития нравственного сознания. Как изменились и преобразовались под влиянием Евангелия законодательства, учреждения, нравы, разнообразные общественные отношения, как обновилась и прояснилась нравственная атмосфера мира, когда христианская истина, сложив с него узы давящего все высшее и лучшее эгоизма, указала ему безграничное начало для нравственной деятельности в любви! Как пространно и свободно развилась вся сила и жизнь человеческого духа, когда свет евангельского учения возвратил его к самому себе, открыл ему широкое поприще высшей духовной деятельности, уже не стесняемой земными видами, не скованной цепями временного и тленного, а свободно устремленной за пределы гроба, в жизнь вечную!

Наконец, и сердце человека, истомленное страданиями от грехов, измученное угрызениями совести, в том же христианстве обрело незыблемую надежду на спасение, полное удовлетворение и совершенный блаженный покой. Судьба человека после смерти, последняя цель его совершенствования, реальное воплощение тех идеалов, к осуществлению которых стремится человек - все эти вопросы составляют мучение для человека, если он не находит ответа на них с неба, и все они, имеют свое высшее, с самой природой его духовной согласное решение в одном христианстве.

Три главных способности замечаем мы в человеке: ум, волю и сердце; три стремления - к истине, добру и красоте обнимают собою всего человека, всю его душу, все ее силы и функции. Христианская религия и есть органическое сочетание в едином и живом целом деятельности ума, сердца и воли, этих высших способностей человека, своими проявлениями образующих полную жизнь нравственно-разумной личности; в христианстве лишь доброе, истинное и прекрасное сливаются до единства совершенно нераздельного, ибо оно - полнота совершенства абсолютной истины, непосредственное откровение Самого Бога, в Сыне человеческом воплотившегося.

Неутомимый в рассудочных поисках истины, но апатичный в нравственном делании и мертвый в смысле религиозном, буддизм, выражаясь смелыми, но верными словами одного западного исследователя, в одинаковой степени противоположен всем другим религиям: "все они не что иное, как разные формы веры, он один облеченное в стройную форму неверие"53. В нем открываем мы бесконечные ряды существующих один возле другого и несущихся один за другим миров, реконструированных по одной схеме. Не нужно никакого Бога, чтобы объяснить их возникновение; вместо Бога миром, по словам основателя буддизма, управляет закон причинности, неумолимый закон сцепления причин и следствий, пред которым человек может испытывать лишь ужас и отвращение. Эта машина с абсолютной закономерностью и неумолимостью властвует и в сфере нравственной жизни, как карма, безусловная непостижимость, тайна, возбуждающая не пытливость, а лишь тупое отрицание. Нет Бога в учении Будды, нет Высочайшего Существа, сообщающего человеку Свою всеблагую волю, нет сверхъестественного внешнего откровения, нет в нем и человека, нет богоподобного духа человеческого, который так близок к Духу Божественном, и только один способен надлежащим образом воспринять и осуществить даруемое ему откровение. Все это совершенно чуждо буддизму, потому что вносило бы прямой разлад в буддийское мировоззрение о невечности и неустойчивости всего существующего.

Но умолчание буддизма о бытии Божием неизбежно приводит к исключению из его системы всего того смысла и света, который обусловливается признанием реальности Существа всесовершенного. Отрицание души и ее бессмертия лишает буддизм возможности начертать какой бы то ни было определенный нравственный идеал для своих последователей, превращает его в чисто пассивную мораль страдания, уничтожающую всякое внутреннее развитие и тормозящую прогресс, и абсолютно делает его неспособным служить источником нравственного обновления. То, что буддисты называют прекрасным именем добродетели, есть не более, как бесчувственность, гордость, отчаяние: их деяния никогда не служат выражением их учения, они не могут и не умеют опереться в своих действиях на одной идее долга и жертвы, Им всегда нужна более грубая опора какого-нибудь житейского расчета, человеческого интереса, а утонченнейший интерес, заправляющий деяниями человека, есть самолюбие. Буддизму неизвестно истинное самоотвержение (Мф. 16: 24; Мрк. 8:34; Лук, 14:27), отречение от всего и, прежде всего от самого себя: следование за бежавшим из мира аскетом Буддою Сакья-Муни равносильно самоуничтожению. Мир есть зло, бытие страдание, зло и страдание неуничтожимы в мире, и жизнь его слагается из страданий живущих в нем тварей. И вот, основная проблема буддизма не спасение, а именно "избавление", конечная цель мудрости не упрочение жизни, не бессмертие, а нирвана, угашение жизни, "полное освобождение"54.

Акосмизм с точки зрения космологии, апсихизм в отношении к вопросам о духовной субстанции человека и совершенный атеизм вследствие своего полного умолчания о Боге, буддизм должен быть так же противополагаем христианству, как тьма свету, человеческие измышления и заблуждения - Божественной, откровенной истине. Увлечение буддизмом - тяжелый духовный недуг нынешнего христианского общества, одно из самых печальных явлений в жизни людей образованного христианства. Не высшими стремлениями и не исконными запросами человеческого духа обусловливается оно. Увлечение буддизмом есть результат многих причин, но самое главное, глубокое основание его лежит в разрыве общей культурной жизни настоящего времени с жизнью христианскою. Духовный горизонт с временного человечества значительно, конечно, расширился сравнительно с прошлым, уровень образования стал теперь гораздо выше прежнего. Расширение кругозора проникло всюду, во все слои народа. Но рядом с истинным образованием идет и образование ложное: поверхностные мысли, неправильные воззрения, крайние выводы и обобщения, рискованные и смелые сопоставления находят много последователей; сумма знания увеличивается, но часто знания несовершенного, одностороннего и явно иногда даже неправильного. Преобладающее развитие рассудка, особенно практического, вредно влияют на волю и чувство, а это не остается без вредного влияния и на отношение людей к христианству и Церкви.

Если в средние века учение Церкви содержало в себе и направляло всеми принципами науки и духовной жизни и все мировоззрение, тогда как бы заключалось в религии, то нынешнее, вырабатываемое, главным образом, на основе естествознания, отличается крайним презрением ко всякому авторитету и выступает прямым врагом мировоззрения христианского55. Ныне все, что выходит из рамок т. н. точного знания, что опирается на авторитете откровения, обычно тотчас относится или к сфере непознаваемого, или же - еще с большей готовностью, - к области суеверия; ныне, если говорят о религии, то только о религии "свободного, благородного, верящего в себя человечества, которое не требует никакой божественной помощи и не боится никакого божественного гнева"56.

Между религиями Индии и "даже всего света" буддизм, оказывается, "единственная великая религия, которая обходится без сверхъестественных доказательств и сверхчеловеческого авторитета", "не требует веры в невозможное" (?), - а прямо обращается к человеку, научая его быть своим собственным руководителем, владыкой и заступником57. Вот почему, объясняет буддофил Карус, буддизм как может быть приспособлен к любому положению, так и сам в состоянии удовлетворить духовные нужды и великого и малого, знатного и простого, ученого и необразованного; он является, будто бы, путеводителем посреди всех жизненных искушений, доставляет философу пищу для мышления, скорбящему - утешение, а всем борющимся и страдающим - даже поддержку58.

Там, где отвергается бытие мира духовного и бессмертие души человеческой, где доказывается, что закон причинности - не одна яз истин, добытых рассудком, а условие всякой возможной истины, естественно христианству с его учением о разумной высшей творческой Силе и Промысле Божием, о чудесах и о спасении благодатью Божественного Искупителя остаться в положении лишь тормоза, препятствующего всякому истинно научному прогрессу. В буддизме нет Бога, который вмешивался бы в вечно непрерывный эволюционный процесс, его апсихизм как нельзя более отвечает материалистической философии последних времен, его тайна, действующая причина всякого страдания, равно как и состояние абсолютного покоя, нирвана, всецело совпадают с шопенгауэровским "Мир, как воля..." и с "Блаженством в Бессознательном" Эд. Гартмана, а буддийское учение о человеке, достигающем высших степеней совершенства благодаря одному лишь своему интеллекту, пригодности его методов, богатству опыта и научных знаний во всех подробностях, как видим, является тем же самым "евангелием гуманизма"59, которое с таким успехом и старанием проповедует современный позитивизм. Нисколько не удивительно, отсюда, что нынешние недруги христианства, предсказывая ему "исчезновение из цивилизованной части человечества, если то явно оно не поспешит реформировать себя в духе современной культуры", и даже озабочиваясь "заготовлением новых обоснований для более полного и свободного религиозного познания", буддизм считают "находящимся в полном согласия с наукой, так как он основывается на учении о причине и действия"60. Но с другой стороны, как известно, и верховный буддийский жрец Сумангала вместе с подчиненным ему духовенством в быстром распространения материалистического пантеизма, пессимизма, эволюционизма видели "возвращение заблудшего европейского мира" к истине буддизма, открыто называли Шопенгауэра, Дарвина, Бюхнера передовыми буддийскими прозелитам в Европе и при получении известий о кончине одного, а потом другого устроили во всех своих храмах особые о них моления.

При всей многосторонности своего развития и образования современное направление человечества, начавшись недоверием к Церкви и христианству, в конце концов, подошло к черте, где вера с неизбежностью рока превращается в безверие, когда безверие становятся нормой со знания, так что нельзя назвать ни одного крупного явления в духовной жизни людей, которое бы не было внутренне связано с убылью веры. Все новое, свое, чем жил ХIХ-ый и живет век XX-ый, в политике - демократизм разных оттенков, в области мысли - критическая философия, позитивизм, пессимизм, утилитаризм, в науке - учение о отборе, об эволюции, все это разнообразные явления, из которых "каждое имело скрытою осью вращения чувство неверия"61. Скептически отрицательный дух буддизма как нельзя более и отвечает положениям современного неверия62. Это как бы два струнных инструмента, столь сходно настроенные, что звуки одного сами собой в целых аккордах возбуждают соответственные отголоски в другом, и проповедники неверия и безбожия, стремясь показать обществу в древне буддийском учении зерцало личных своих теорий и доктрин, узнают друг друга через дымку веков и протягивают один другому руки и чрез отделяющую их пропасть пространства и времени.

Таким образом, поверхностное и отсюда неправильное воззрение на христианство, неспособность, или намеренное нежелание примирять данные науки с христианскими истинами, смешение материальной и духовной культуры, толкающее человека в сторону одних чувственных наслаждений и земных радостей, оставляющих в нем лишь чувство пустоты и бессодержательности; отрицание всех авторитетов, особенно Божественного, при необыкновенном возвеличении самого человека и в довершение всего-отрицание всех прежних традиций, даже религиозной, вот та благоприятная почва, на которой возрастают семена буддизма, и он так быстро и успешно распространяется среди наших современников. "Оживания", т. е., как выяснил Тэйлор, "те обряды, обычаи, воззрения и прочие, которые, к удивлению мира, считавшего их умершими или умирающими, вдруг возникают вновь", представляют такие моменты в ходе общественного развития, на которых нельзя не останавливаться с особенным вниманием всякому, "не безучастно относящемуся к судьбам этого развития"63. В те времена, когда нехристианское мировоззрение стремится, ниспровергнут христианство в самых его основах, когда враги Церкви Христовой заносят руку на попрание самой драгоценной нашей святыни, на обязанности всех, кто являются представителями христианской истины и которые знают, чем человечество обязано ей и каким сокровищем оно в ней обладает, лежит - делать все от себя зависящее для того, чтобы оправдать и поддержать эту основу всей духовной жизни. Тогда вопрос должен быть, конечно, не о необходимости борьбы с антихристианскими и вообще антирелигиозными идеями, а о выборе лучшей позиции, о лучшем способе защиты царства света от царства тьмы и о лучших средствах разоблачения лжеименного разума.

В этом последнем случае мы полагаем, что исследователь буддизма, с особенною силою и постоянством ныне выдвигаемого сознательными и бессознательными недругами христианства в явный ущерб абсолютной истинности и совершенству последнего, тогда именно ближе всего станет на правильный, к одним лишь желанным результатам приводящий путь, когда, сравнивая буддизм с религией христианской и вытесняя его приложение к жизни и применение к живым и незаглушимым потребностям человеческого существа, во 1-х, исходной точкой и центром своих работ сделает личность самого Будды Сакья-Муни, а во 2-х, устремится произвести их по первоисточникам, священным буддийским книгам, собственными как бы словами самих буддистов сначала показывая сущность и особенности их учения, а затем непосредственно - и всю неудовлетворительность и несостоятельность его в сравнении со светлым, благотворным и божественным учением религии Христовой.

Личность основателя обычно всегда занимает самое первое место в образовании и развитии каждой религиозной системы, ближе всего, затем, к ней примыкает утвержденная им община я лишь после того уже выступают письменные свидетельства о том, что представлял из себя тот основатель и в чем заключалась его деятельность. Личность основателя - это живое сердце, служащее источником религиозной жизни, Для того, чтобы внушить другим убеждение в известной религиозно-нравственной истине, чтобы проповедь нового учения запала в самую глубину сердца слушателя и здесь залегла могучим, жизненным зерном, проповедник сам наперед должен проникнуться все дело и вполне истиною слов, исходящих из его уст, и это твердое убеждение должно корениться не только в области его разума, но и оправдываться самою его жизнью и деятельностью. Основатель буддизма, если и, не может почитаться совершенным образцом всегда стойких, с непоколебимым характером людей, все же сомневаться в том, что он действительно оставил свои богатства, друзей, родных, жену и ребенка, чтобы стать мудрецом и потом наставником - Буддою, значило бы заводить историческую критику слишком далеко64.

Личность Будды Сакья-Муни наложила несмываемый отпечаток на всю религию, связанную с его именем, и нарисовать образ Будды с наивозможною рельефностью и полнотою - значит дать полную и всестороннюю характеристику всего буддизма с его догматикой, моралью и культом. Образ буддийского учителя, как живое воплощение всех проповеданных им истин и завещанных нравственных идеалов, является существенной причиной того, почему все современные "буддизмы", несмотря на их различие и даже противоречие, одинаково вызывают к себе симпатии в известной части образованного христианского общества. Доказать несостоятельность учения буддистов именно о лице Будды Сакья-Муни, как мнимого избавителя, раскрыть несовершенство его нравственной личности и установить глубокое противоречие обоготворения Сакья-Муни основным положениям древнего буддизма значит с всею основательностью и строго научною беспристрастностью разрешить вопрос, где истина - в буддизме или христианстве, искать ли человеку "света далекой Азии", или остаться и навсегда пребыть под благодатным кровом "тихого Света разума с высоты востока"...

Примечание.

1Из речи перед защитой магистерской диссертации под заглавием: "Буддизм и христианство…", Киев, 1914 г.
2Prof. R. Pischel, "Leben und Lehre d. Buddha". Leipzig, 1906, 1/
3Суфизм - система мистицизма, распространенная во всех мусульманских странах и отличающаяся полу религиозным, полу философским характером. Свое название суфии получили от слова суф, т. е. шерсть, потому что носят грубую шерстяную одежду, как символ отречения от богатства, удовольствия и роскоши. Бабиты - последователи Мирзы Али-Мохоммеда, выдававшего себя за воплощенную "Истину" и принявшего название "Баб" или ""Врата закона.
4Aug. Chaboseau, "Essai sur la Philosophique". Paris, 1891 chap. XXII.
5"Дантайи" - грандиозные паломнические экскурсии, почти не виданные в христианских странах.
6Эти поломники, при общей своей бедности, в иные храмы, в течении двух-трех дней праздника, сносят по несколько миллионов рублей
7Из статьи епископа Сергия. "Не пора ли помочь?" "Церковный вестник" 1911, № 24
8Bhikkhu Ananda Maitriya (англичанин Аллан Мак-Грегор). Werth d. Buddhismus... и под, в статье В. А. Кожевникова, "Буддизм в сравнении с христианством". "Христианское Чтение" 1910, VII-VIII, 819 и прим.
9Monier-Willams, Buddhism, in its connexion with Brahmanism and Hinduism, and in its contrast with Christianity. London, 1890, 541.
10F. Henry, Bouddhisme et positivisme. Revue de l'Histoire d. Relig. 1901, XLIII, 314.
11На конгрессе в Чикаго, в течение 20 дней, свыше 200 человек священников и богословов, западных миссионеров и монахов всяких школ, орденов и названий, собравшись в одно место, свободно высказывали свои упования, жалобы и желания. В числе многих др. докладов там были заслушаны и речи буддистов Н. Dharтараl'ы и Chandidrat-Chodaram'a: "Чем мир обязан Будде" и "О сходстве и различии между буддизмом и христианством", при чем, вызванное ими впечатление лучше всего открывается из отчета, прочитанного этими же делегатами при многочисленным собрании народа в одном из столичных японских театров. "Когда мы получили приглашение на конгресс религий, рассказывали они, что наши друзья не хотели посылать нас туда в качестве официальных представителей буддизма. Огромное большинство полагало, что христиане хотят нас завлечь к себе обманом, чтобы осмеять, или соблазнить и обратить в свою веру. Поэтому мы путешествовали сами от себя, в своих личных интересах. Но нас ожидало полное изумление. Оказалось, что мы имели совершенно ложное представление о положении дела: конгресс был созван собственно за тем, чтобы убедить западные народы в ложности христианства, и там действительно, чтобы решит, какая религия наилучшая, хотели узнать нечто о нашей религии... И нет такого места в мире, где бы буддизм нашел стол благосклонный прием, как в Америке. Во время заседаний конгресса один очень богатый человек обратился в буддизм и получил посвящение; это - человек с большим влиянием, и можно сказать, что в одно собрание мы обратили тысячи людей. В конечном итоге - Чикагский съезд показал преимущество буддизма..., и не подлежит сомнению, что американцы и другие западные народы утратили веру из христианство и готовы принят учение нашей возвышенной религии. G. Bonet Maury, Le parlament d. religions a Chicago. Revue de l'Histoire d. Relig. 1893, XXVIII, 187-197. (Курсив наш). Конгресс в Чикаго, на котором было названо "обманом" считать "откровение Иисуса за оригинальное и где напротив - совершенно открыто утверждалось, будто христианская религия "всего есть лишь буддизм в иудейском одеянии", по свидетельству самих европейских миссионеров, Бесконечно повредил христианству и делу миссии. (См. о том в журнале "Странник", 1894, IV, 799). Но Парижские конгрессы, особенно 1897 г., в свою очередь лишь восприняли и практически уже осуществили завещанное им наследие.
12L. C., Une office bouddhique au Musee Guimet. Revue de Г Histoire d. Relig. 1891, XXIII, 212-217.
13Ср. В, А. Кожевников, цит. ст. в журнале "Христианское Чтение" 1910, VII-VIII, 824 - по поводу заявления Жюля Вуа, будто "в Париже у Будды есть более ста тысяч друзей и по меньшей мере - десять тысяч адептов".
14Em, Cere, Breviaire d. Bouddhiste. Paris... (вышло без даты в начале 1899-1900 гг.). Preface, V.
15По книге "The Mystery of the Ages".. y M. Williams'a , Buddhism... 541, n. 1.
16М М. Wimpffen, Kritische Worte uber d. Buddhismue... Wien, 1891, 6З.
17Ср. подпись под этой картиной самого Вильгельма: VolkerEuropas, wahret eure heiligsten Guter!"
18Cм. предисловие к его "Buddhistische Anthologie".
19См. о том же - P. Carus, Buddhism and its Christian critics. Chikago, 1897, 99.
20B. A. Кожевников, цит. статья в журнале "Христианское Чтение" 1910, VII-VIII, 823.
21Das "christliche" Barbarenthum in Eurора. V. einem Lama. С пред. и прим. Фр. Гартмана. Leipzig, Buddhist-Missions Verlag.
22Особ. подр. см. о том в статьях свящ. И. Покровского, "Буддизм и современное неверие". "Вера и Церковь", 1899, I и - "Буддизм перед судом Евангелия". "Вера и Церковь", 1900, II; также - П. Булгаков, "Современное движение в буддизме". "Вера и Разум", 1914, № 13, стр. 43-58.
23Jesus, ein Buddhist? Braunschweig, 1890.
24Karma und Nirwana. Berlin, 1894.
25"О религии и религиях". Перев. с немецкого А. Мейера под ред. П. Юшкевича. СПб. 1909.
26Hauptprobleme der Leben-Jesu-Forschung. Tubingen, 1906.
27Christus-ein Inder. Stutgart, 1907.
28"Буддизм. Его история и сущность". Пер. с немецк. Ю. Стеклова. Книгоизд. "Наука и искусство" (без даты).
29Buddha und Christus. Eine buddhistische Apologetik. Leipzig, 1903; его же-Kleiner Buddhistischer Katechismus. Leipzig, 1904 и под.
30Фр. Штрейслер, "Буддизм..." 5.
31См. особ. "Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении". М. 1906; также - Буланже, "Жизнь и учение Сиддарты Готамы... с прил. извлеч. из буддийск. писаний", под ред. Л. Н. Толстого. М. 1911.
32См. напр. "Круг чтения..." I, 11.
33Cм. напр. "Круг чтения..." I, 144, 212-219.
34"Круг чтения..." I, 114, 189.
35После смерти Толстого, учащиеся буддисты-буряты и калмыки, как писали, отправили след. телеграмму (на имя Черткова): "Ярко как зажженное пламя любви будет вечно теплиться в сердцах людей. Мысленно бросаем лотосовые букеты на пути его к лучезарному миру нирваны".
36Прот. Н. Извеков, "К читателям". "Чтения в обществе любителей духовного просвещения" 1910, I, 7-8.
37Полн. собр. сочин. т. VI, 432, 433.
38Особ. в I м т. "Сверхсознание".
39См. заметку о произнесенной им речи на торжеств. акте Петрогр. Университета - 8 февраля 1899 г. "Церковном Вестнике" 1899, № 7.
40См. о том особ. подр. свящ. Т. И. Лященко (ныне архим. Тихон), "Что такое теософия и куда она ведет?" Киев, 1912.
41Isis Unveiled; The Secret doctrine; The Key to theosophy и под.; также - соч. Радда-Бай, "Из степей и дебрей Индостана". СПБ. 1893, т.т. I-II.
42В. П Желиховская в соч. Радда-Бай, "Загадочные племена..." 1, 2, 15, 19, 33.
43Alba, "Задачи теософии". СПб. 1906, 5: "Что такое теософия..." 31,32.
44См. напр. Br. Freydank, Buddha.. 164-187; раньше - Еm. Burnouf, Le Bouddhisme en Occident. Revue d. deux Mondes. 1888, VII, 366 372 и под.
45Bouddhisme. Opinions sur Г Histoire de la Dogmatique. Paris, 1909, 2.
46Bulletin des religions de l'Inde. 1889, 22; 1900, 35. ibid., p. 2, nn. 2, 3.
47He можем не привести здесь весьма характерного разговора с посланником сиамского короля К. Э. Неймана. Когда последний сообщил, что не заметил особенно сильного влияния буддизма в Европе, то его собеседник на это лишь тонко усмехнулся и, намекая на известное буддийское предание, сказал: "Ну, что ж, мы имеем еще достаточно времени, пока исполнятся все пять тысяч лет" - Die Reden Gotamo Buddho's... Leipzig, 1900, II, Vorrede, XIV.
48Из речи иером., ныне архим. и инспектора Казанской Духовной Академии Гурия, "Буддизм и христианство в их учении о спасении". Казань, 1908см. Церковный Вестник 1909, № 7, 213-214.
49Проф. А. А. Бронзов в специальной ст. по поводу "языческой постройки" в "Старой Деревне". - Власы и Мазепы, "Церковный Вестник" 1912, №№ 23, 24. - Различные сообщения периодической прессы об успехах буддийской пропаганды среди наших соотечественников можно было читать в "Нов. Времени" (1910, № 12228); "Русском Слове" (1909, № 98); "Голосе Москвы" (1909, № 45); "Киевлянине (1909, №4); "Колоколе" (1913, № 2099); "Русской Речи" (1915, № 2749) и т. д. см. также предисл. переводчик И. Ф. Наживина к соч. М. Мюллера, "Философия Веданты". М. 1912.
50Западные исследователи, вроде Г. Фуа (G. Voigt. Buddhism, und Christenthum... 45), H. Зедерблoма (Nath. Soderblom, Die Religionen d. Erde.., Leipzig, 1906. 48 и под), - не оставляют в этом никаких сомнений.
51Проф. С. С. Глаголев. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию. Богословский Вестник, 1899, XI, 359.
52S. Augustini, De vera religione... c. XXXVI, 66: Migne, lat., t. XXXIV, col. 151.
53Dahlke, Aufsatze zum Verstandniss d. Buddhismus.. II, 134; В. A. Кожевников, Буддизм... Христианское Чтение 1910, VII-VIII, 821.
54Подр. см. об этом в нашем исследовании: Буддизм и христианство. I. Личность основателя буддизма... Киев, 1914, особ. главы III, V и VI второго отдела.
55Prof. W. Hunzinger, Apologetik und Religionsphilosophie in uns. Zeit. Zeitschrift f. wissenschaftl. Theologie, 1909, III, 204205, - тоже Cм. в наш. брошюре - "К вопросу о предмете христианской апологетики..." Киев, 1911,3, 4 и д.
56Н. М. Минский, "Религия будущего". СПб. 1905, 25; F. Rethore, Science d, religions du passe et de l'avenir d. Judaisme et d. Christianisme. Paris, 1894, introduct. 2. 0 др. CM. еще Z. Schroeder, Buddhismus und Christenthum... 1898, 4-6, anm.
57Из лекц. Ф. Макдоналд, "Будда и его учение..." в сборн. Тимирязева, "Религиозные верования". СПб. 1900, 163.
58P. Carus, Buddhism... 82, 83.
59Cм. y M. Williams' ", Buddhism... 11.
60Welzhofer, Buddha, Jesus, Mohammed... в цит. ст. В. А. Кожевникова; Br. Freydank, 159; Th. Schultze D. rollende Rad.., Vedanta u. Buddhismus.. Z. Schoeder, 4-6 и под.
61H. М. Минский, "Религия будущего..." 5.
62Ср. Aug. Chaboseau, avant-propos, 6-9; Br. Freydan, 69.
63Эд. Б. Тэйлорд, "Первобытная культура". СПБ. 1872, I, 15.
64Ср. проф. М. Мюллер, "Философия Веданты..." 52, 90.

Hosted by uCoz