ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА О РАЗРУШЕНИИ ПЕРСИДСКОЙ МОНАРХИИ АЛЕКСАНДРОМ МАКЕДОНСКИМ.
// "Воскресное чтение", 1844, №26, — С. 225-228
Пророк Даниил, более, нежели за два века до рождения Александра, предсказал будущую судьбу, как его самого, так и его монархии. Трижды взор богопросвещенного мужа сквозь мрак отдаленных времен, досягал Македонского героя и провидел его, то под образом медного чрева и стегн в составе четырехчастного колосса (Дан. 2:32, 39) то под образом рыси (7:6), то, наконец, под образом козла (8:5-7, 21).
Два первых видения как бы только приготовляют нас к уразумению последнего, в описании которого каждая черта, каждое слово оправдывается событиями. Здесь, под образом козла поражающего овна пророк провидел Македонского завоевателя, ниспровергшего Персидское Царство. Остановим наше внимание на этом видении и покажем исполнение его на основании истории
"Аз бех размышляя, говорит Даниил, и се козел от коз идяше от Лива на лице всея земли и не бе прикасаяся земли: и козлу тому рог видим между очима его" (8:5). Козел от коз по изъяснению Архангела Гавриила, изображал царя эллинского (ст. 21), под именем которого согласно с описанием пророка все толковники разумеют именно Александра, царя греческого как по происхождению его, так и потому что он предводительствовал греками и царствовал в такой стране, где господствующим народом были греки. Еврейское выражение: козел от коз указывает на юность его; известно, что он наследовал престол Македонский на 21 году своей жизни. Сравнение его с этим животным довольно резко изображает его характер. Козел есть животное резвое, бодливое, любяще быть всегда впереди. Подобным образом необыкновенная скорость в действиях,
225
склонность к насильственным нападениям честолюбие и стремление к первенству, были постоянными свойствами Александра.
"Идеше от Лива", то есть, где находилась и находится Македония по отношению к Персии. Отсюда то повел Александр малочисленные, но твердые силы свои в Азию для сокрушения Персидского государства. Впрочем, от светлого взора пророка не скрылось принятое им в последствие решение покорить своей власти весь известный тогда свет. По завоевание царства персидских, он располагался пройти с оружием не подчиненные ему страны во всех частых древнего света, и утвердить владычество македонян. "Идяшена лице всея земли". Шествие его было столь быстро, что он как будто не прикасался к земной поверхности, как будто летал над нею. Это быстрота рыси с четырьмя крылами, виденное Даниилом (7:6) "И не бе прикасаяся земли". Никакие препоны не могли остановить его шествия, и через 20 дней от начала поход он был уже на берегах Азии, в пределах земли неприятельской. Отсюда стремясь далее, он менее, нежели в 8 лет, прошел с войском по вычислению Ролленя, около 7000 верст, не считал обратного похода его из Индии в Вавилон, и овладел всем пространством от Македонии почти до самого Ганга и до степей Ливийских до Скифии к Парфии.
"И козлу тому рог видим между очима его". По понятиям народов рог означал мужество, великодушие, храбрость; означает также необыкновенную силу, которая приписывается животным однорогим (Иов. 39:10, Числ. 23:22). "Рог между очима" по словам блаженного Феодорита означает гений Александра, его остроумие и быстроту соображения.* Эти качества приписывают ему все историки, и они выказывают их во все время царственной жизни своей. Преимущественное ж отличие его составлял гений воинский образованный под руководством отца его, Филиппа, одного из превосходнейших полководцев греческих. "И приде до овна, имущаго рога, — продолжает Даниил, — егоже видех стояща пред Увалом и тече к нему в силе крепости своей" (ст. 6). Овен, виденный пророком, по сказанию Гавриила, "царь Мидский и Персский (ст. 20), а под именем двух рогов его из коих один был выше другого, можно разуметь или два главные народа мидян и персов, соединенные под державою его, или две династии царей персидских, то есть, династию Кира и Дария Истаспа. Этого Даниил видел, стояща пред Увалом, над рекою Евлеем, протекавшею близ столицы персидской Сузы. Сюда-то для поражения соперника своего стремился "козел козий" — Александр. "И прииде до овна". Победа над персидскими сатрапами при Гранике открыла, ему свободный путь в Малую Азию, а последовавшая вскоре смерть Мемнона Родосского, который один мог состязаться с ним, облегчила для него завоевание этой страны. После того Александр пожелал сразится с самим Дарием. Киликийские и Сирийские ущелья, никем не защищенные,
226
пропустили его на погибель царя персидского. "И тече к нему в силе крепосте своея", с войском не многочисленным, но храбрым, которому, для возбуждения мужества нужно было напомнить только имена Марафона, Саламина и Платеи.
"И видех его доходяща до о на, — говорит далее Пророк, — и разсвирепе на него и порази овна (ст. 7). Между тем как Дарий, окруженный всею пышностью царей восточных, обнадеженный уверениями ласкателей в несокрушимой его силе спешил наказать македонского юношу, возмутившего спокойствие его, Александр приближался к нему со своим ополчением. Кровь Филиппа, убитого как думают по наущению Дария, бесчестное покушение на жизнь самого Александра открывшееся не задолго пред тем, истребление персами больных и раненых македонян в Иссе, привели в ярость пылкого юношу и: "расверепе на него". В произошедшем сражении при Иссе он собственноручно хотел умертвить Дария. Войско его, проникнутое духом своего вождя, расстроило ряды неприятелей, а удаление раненого Дария с поля битвы довершило победу: "и порази овна".
Но он был еще только поражен, а не сокрушен. Победа при Иссе только утвердила в душе Александра мысль ниспровергнуть совершенно престол персидский. Как бы давая время побежденному врагу собраться с силами, чтобы после тем блистательнее восторжествовать над ним он вместо преследования Дария отнял у персов владычество на море покорением Финикии, путем побед проник в Египет прошел неизмеримые Ливийским степи, погубившие некогда войско Камбиза и, наконец, снова возвратился в Азию на дело решительное. Тогда-то надлежало, исполнится словам Пророка: "и сокруши оба рога его: и не бе силы ему еже стати противу ему и поверже его на землю, и попра его, и не бе избавляй овна от руки его" (ст. 7)
Битва при Гавгамеле в долинах Арбельских решила судьбу востока. Никакие средства и никакие усилия персов не могли поколебать стройных рядов македонского войска. Одушевленное прорицателем Аристандром оно одержало здесь совершенную победу. Вслед за тем Вавилон, Суза, Персеполь и другие знатнейшие персидские города сдались македонянам, и тогда повелителем на востоке явился Александр. Так два рога овна, то есть, Мидийское и Персидское царства, составили одну великую монархию, были сокрушенны. "И не бе силы овну, стати противу ему". Многократные поражения ослабили персов до того, что они не могли подержать своего государя не могли оказать ему Сильной помощи, тем более что значительная часть владений его покорилась победителю. Дарий, гордившийся прежде своим могуществом, был, свергнут с высоты величия и низведен до крайней степени уничижения. "И поверже его на землю, и попра его". Тщетно думал он еще сопротивляться, собирая войско в Екватане: никто уже не мог защитить его от врага сильного и непобедимого: "и не бе избавляяй овна от руки его". Собственные подданные изменили ему, и один из них; Сатрап Бактрианский Бесс нанес ему смертельный удар.
227
Так светел взор мужей богодухновенных, прозревавших в свете божественных откровений в недосягаемым для взора человеческого мрак будущего! Так ни едина черта или йота слова Божия не остается без исполнения.
228
*Theodoret. Comm. in. Dan.