В 3-й книге Царств, во 2-й главе после 35-го стиха находится в переводе LXX следующая вставка:
И дал Господь Соломону разум, и мудрость весьма великую, и обширный ум, как песок при море. И Соломон имел разум выше разума всех сынов востока и всех мудрых египтян. И взял за себя дочь Фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и, во-первых, дома Господня и стены вокруг Иерусалима; в семь лет окончил он строение. И было у Соломона семьдесят тысяч человек, носящих тяжести, и восемьдесят тысяч каменосеков в горах. И сделал Соломон море и подпоры, и большие бани, и столбы, и источник на дворе, и медное море, и построил замок и укрепления его, и разделил город Давидов. Тогда дочь Фараона перешла из города Давидова в дом свой, который он построил ей; тогда построил Соломон стену вокруг города. И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он устроил Господу, и курение совершал на нем пред Господом, и окончил строение дома. Главных приставников над работами Соломоновыми было три тысячи шесть сот, которые управляли народом, производившим работы. И построил он Ассур, и Магдон, и Газер, и Вефорон вышний и Валалаф; но сии города он построил после построения дома Господня и стены вокруг Иерусалима. И еще при жизни Давид завещал Соломону, говоря: вот у тебя Семей, сын Геры, сын Иемининна из Бухурима; он злословил меня тяжким злословием, как я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у
653
Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: я не умерщвлю тебя мечем. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови, в преисподнюю.Чтобы объяснить происхождение этой вставки, сличим ее с 3-10 главами той же книги Царств и с 1-9 гл. 2-й кн. Паралипоменон, излагающими историю Соломона. Сличение дает видеть следующее:
Первые два пункта повторяют с некоторыми видоизменениями 29 и 30-й стихи 4-й главы, которые содержат в себе общее положение, раскрываемое в дальнейших стихах 4-й главы; именно, в 29 и 30 стихах высказано положение: Соломон был мудр и превосходил всех своею мудростью; а в стихе 31 названы некоторые из знаменитых мудрецов, которые уступали, однако же, в мудрости Соломону; в ст. 32 и 33 указано, в чем проявлялась мудрость Соломона и, наконец, в стихе 34 сделано замечание о том, какою славою пользовался мудрый царь даже вне пределов своего отечества. Затем, первая часть третьего пункта, заканчивающаяся словами: "стены вокруг Иерусалима" соответствует первым стихам третьей главы; последняя: "в шесть лет кончил ой строение" взята из 39 ст. 6-й главы. Далее, пункт четвертый есть 15-й стих 5-й главы; в пункте пятом исчисляются, прежде всего, такие замечательные по своему устройству предметы, которые были отлиты из меди для Соломонова храма, подробное описание которых мы встречаем в следующих главах. Так упоминаемое здесь море медное описано в 7-й гл. 23-26 ст. (Ср. 2 Пар. 4:2-5). Подставы или подпоры описаны в той же Главе в 27-39 ст. (Ср. 2 Пар. 4:14), столбы — в той же главе ст. 15-22 (Ср. 2 Пар. 3:15-17; 4:12); далее названы некоторые из построек Соломоновых, о которых также говорится в дальнейших главах, именно названы замок и укрепления, которые хотя и существовали уже при Давиде (2 Цар. 5:9), но были, вероятно, приведены в наилучший вид Соломоном, на что указано в 9:15, 24; 11:27; наконец, приписаны Соломону
654
такие сооружения, о которых в подлинном тексте 3 Цар. и 2 Пар. не упоминается; так ему приписано устройство источника на дворе, вероятно, храма. Но если 3 Цар. и 2 Пар., при описании Соломонова храма, умалчивают об устройстве источника; тем не менее, он, по всей вероятности, существовал, ибо в храме, для наполнения медного моря, при принесении многочисленных жертв, требовалось много воды, которая потому должна была находиться под руками. Указание на существование при храме источника, хотя отдаленное, можно находить у пророка Иезекииля; в его видении нового храма. В храме этом, который в главных своих принадлежностях был воспроизведением храма Соломонова, находился, по изображению пророка, источник (Иез. 47:1-12; Зах. 13:1; 14:8). И по новейшим исследованиям того места, на котором был устроен храм Соломонов, несомненно, доказано, что здесь источник существовал и был приспособлен к нуждам храма. Это-то приспособление, или устройство источника предание и приписывало Соломону, вследствие чего, конечно, в рассматриваемой нами вставке источник на дворе и назван в числе прочих упомянутых в ней сооружений Соломона. Из дальнейших пунктов разбираемой вставки — шестой и седьмой повторяют 24 и 25 стихи 9 гл. 3-й книги Царств, восьмой — вторая половина 15-го стиха 2-й гл. 2 кн. Пар.; Срав. 3 Цар. 5:16; девятый — 3 Цар. 9:17, 18; Ср. 2 Пар.Наконец, десятый — 3 Цар. 2:8, 9; но этот последний пункт вставки стоит без всякой связи с пунктами предшествующими, служа кратким введением к последующему рассказу.
Таким образом, оказывается, что рассматриваемая нами вставка составлена на основании следующих глав 3-й кн. Цар. и параллельных им глав 2-й кн. Пар. и повторяет по большей части буквально, частью же в сокращении несколько стихов названных глав; к этим заимствованиям прибавлено лишь нечто на основании предания.
Далее, при рассмотрении разбираемой вставки оказывается, что те заимствованные из текста пункты, из которых
655
слагается она, распределены в известном, довольно последовательном порядке, применительно к их содержанию. Так вставка, прежде всего, говорит о мудрости Соломона и упоминает о брачном его союзе с дочерью Фараона, затем в ней перечисляются постройки, произведенные Соломоном в Иерусалиме и наиболее выдающиеся принадлежности храма — важнейшей из построек Соломоновых, при чем упомянуто, что для произведения работ у Соломона было 150 тысяч рабочих; далее следует замечание о принесении Соломоном трижды в году всесожжения и жертв; наконец вставка оканчивается перечнем городов, устроенных Соломоном в различных пунктах его владений перечень же предваряется замечанием о числе надсмотрщиков, наблюдавших за постройками.Не трудно заметить, что разбираемая вставка по своему характеру, по своему отношению к истории Соломона, изложенной в 3 Ц. и во 2 Пар. есть не иное что, как конспект этой истории, краткий обзор характеристических особенностей знаменитого царя Израильского, наиболее выдающихся фактов его семейной жизни и его царственной деятельности.
Но как возник этот краткий обзор? Нельзя думать, чтобы он, во времена составления греческого перевода, находился в подлинном ветхозаветном тексте и, следовательно, был начертан рукою того священного бытописателя, который изложил в 3-й кн. Царств историю Соломона; ибо если бы обзор этот был составной частью первоначального подлинного текста, то он и доселе сохранился бы в нем: так как невозможно представить себе оснований, по которым столь значительный сравнительно отдел мог быть выпущен каким-либо редактором священных книг. Притом же, редакторы ветхозаветных писаний при том великом уважении, какое имел к этим писаниям иудейский народ, особенно после Вавилонского плена, всегда были далеки от мысли делать в тексте Писаний какие бы то ни было сокращения (Иосиф Флавий Contra Apionem); их единственною задачею было заботиться о неизменном сохранении не только
656
отделов, но и каждой черты в тексте. Далее — нельзя думать, чтобы содержащий в себе краткий обзор истории Соломона и рассматриваемый нами отдел был впервые внесен в греческий перевод составителями этого последнего.Целью греческих переводчиков было, конечно, передать еврейский подлинник В. З. книг на греческий язык с возможною ясностью и для сообщения ясности они могли делать некоторые пояснительные дополнения к подлиннику, что некоторые из них действительно и делали. Но, во всяком случае, совершенно вне их задачи было составление новых отделов, хотя и на основании переводимого текста, но в этом тексте не находящихся, и внесение их в свой перевод. Нет, всего вероятнее, что рассматриваемое нами вставочное отделение возникло уже после появления греческого перевода 3-й книги Царств и вообще В. З. библии и принадлежит какому-либо читателю этого перевода. Рукописи LXX предназначались, прежде всего, для домашнего употребления, служили для евреев, усвоивших греческий язык, пособием к уразумению В. З. писания и, конечно, не пользовались тем благоговейным уважением, с каким относились к рукописям? содержавшим подлинный текст и употреблявшимся в синагогах. Поэтому каждый владетель и усердные читатель рукописи LXX мог делать и, несомненно, делал на ея полях различные замечания, содержащие напр. исправления перевода, обозначения параллельных мест, объяснения мест не вполне понятных и подобное. Могло быть и то, что какой либо обладатель и читатель одной из рукописей LXX, составив краткий обзор истории Соломона, изложенной в 3й кн. Царств и 2 кн. Пар. для легчайшего усвоения этой истории занес этот обзор, в виде заметки, на поля своей греческой библейской рукописи в начале повествования 3 кн. Цар. о Соломоне. Затем, когда с этой рукописи снималась копия, то переписчик легко мог предположить, что помещаемый на полях краткий обзор Соломонова царствования, изложенный языком библия, принадлежит к самому библейскому тексту, и внести этот обзор в самый текст. Но так как внесенный в текст обзор этот
657
необходимо прерывал естественный ход первоначального рассказа, то, чтобы сделать перерыв менее заметным, тот же переписчик мог присоединить к внесенному им обзору два стиха из предшествующей 2-й главы (8 и 9), которые составили переход к дальнейшему рассказу, начинающемуся с 36 ст. 3й главы. Таким-то путем могло появиться в дошедших до нас древних кодексах LXX все рассмотренное нами отделение 3-й кн. Цар. 3-й главы.Подобным образом могли появиться и другие вставочные отделения, и более обширные и менее значительные по объему, которых так много мы встречаем в переводе LXX и которых нет в подлинном тексте. Напр. всего вероятнее, что таково именно по своему происхождению небольшое отделение, находящееся у LXX в 1 Цар. 2:10. Этот 10й стих с подлинника читается: "Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господ будет судить концы земли, и даст крепость Царю Своему, и вознесет рог Помазанника Своего". А в переводе LXX после слов: "возгремит на них" прибавлено: "Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалится да хвалится тем, что разумеет и знает Господа". Весьма сомнительно чтобы слова, помещаемые у LXX в средине 10-го стиха, когда-либо находились в подлинном тексте; они прерывают естественный ход мысли в 10 стихе; притом же они составляют повторение, с некоторыми изменениями и с прибавлением выражения "Господь свят", 23 и 24 ст. 9-й главы книги прор. Иеремии. Сопоставляя эти стихи с песнью Анны, находим, что они содержат в себе развитие мысли, высказанной в 3 стихе этой песни и, след., представляют собою по отношению к этому стиху параллельное место. Но всего естественнее предположить, что параллель эта первоначально была записана на полях греческой рукописи читателем 1 Цар. 2-й гл. 5 хорошо знакомым с содержанием всех вообще Свящ. книг, а затем переписчиком внесена в самый текст
658