Глава V.
РАЗГОВОР МИССИОНЕРА С ГЕЛЮНГОМ72.
Миссионер. Зачем вы молитесь Богу?
Гелюнг. А вы зачем?
Миссионер. Затем, чтобы спастись, т. е., чтобы после смерти наследовать рай, а не ад,
Гелюнг. И мы тоже молимся, чтобы нам было хорошо после смерти.
Миссионер. А, сколько у вас богов: один или много?
Гелюнг. Много.
Миссионер. А сколько именно?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. Ведь у вас в хурале73 есть шутен 74 "Мингган-бурхан"?
Гелюнг. Есть.
Миссионер. Что значит по-русски "Мингган-бурхан"?
Гелюнг. (После долгого молчания) Тысяча богов.
Миссионер. Ну вот видишь: у вас, значит, 1000 богов.
Гелюнг. Да, поэтому так.
Миссионер. А ты их всех знаешь по имени?
Гелюнг. Нет, не знаю.
Миссионер. Сколько же ты все-таки знаешь?
Гелюнг. Двадцать, не больше.
Миссионер. Перечисли их.
Гелюнг. Бакши-геген, Богдо-геген, Шаджа-муни, Майдари, Окин-тенгри, Цаган-дарке, Ногон-дарке, Цаганебеген, Богдо-лама, Далай-лама, Зункова, Эрлик-хан, Очирвани, Хормуста-тенгрий, Ориаболо, Мудильвани, Даждь-тенгрий, Кекшин-богдо, Манзу-мири и Мила.
Миссионер. Как ты думаешь: всем вашим 1000 богам нужно молиться, чтобы спастись, или нет?
Гелюнг. Конечно, всем.
Миссионер. А ты всем богам своим молишься?
Гелюнг. Разумеется.
Миссионер. Как же ты молишься тем богам, которых не знаешь по имени?
Гелюнг. Я молюсь, напр., Бакши-гегену и в то же время всем богам.
Миссионер. Значит, ты молишься всем богам под общим именем?
Гелюнг. Да.
Миссионер. Например, ты так говоришь: "все боги помилуйте меня".
Гелюнг. Да.
Миссионер. Но в таком случае ты молишься и магометанскому богу, и еврейскому, и другим.
Гелюнг. Нет, я молюсь только своим богам.
Миссионер. Почему же так? ведь ты не говоришь: "все боги калмыцкие помогите мне".
Гелюнг. Не говорю, но это, разумеется.
Миссионер. А я скажу, что разумеются и не калмыцкие боги.
Гелюнг. Может быть, и так; но, во всяком случае, я угожу тем своим богам, которых знаю по имени.
Миссионер. Положим, так; но ты, значит, не угодишь тем своим богам, которых ты не знаешь по имени... Что ж молчишь?
Гелюнг. (после долгаго раздумья)... Может быть, и так.
Миссионер. Значит, из 1000 калмыцких богов 20 богам ты угодишь (если будешь хорошо молиться), а 980 бурханам не угодишь?
Гелюнг. Поэтому так.
Миссионер. Когда ты умрешь, то ведь ты должен явиться на суд к 1000 своим богам.
Гелюнг. Разумеется.
Миссионер. Если так, то, когда душа твоя явится на суд, ведь только 20 богов скажут: «это хороший человек, ему нужно дать хорошее перерождение», а остальные 980 должны сказать: "это худой человек, потому что он нам не только не молился, но даже не постарался узнать наши имена". И что же? На которой стороне должен быть перевес: на стороне ли 20 бурханов или же на стороне 980 бурханов?
Гелюнг. Конечно, на стороне 980 бурханов.
Миссионер. Если так, то ты, значит, непременно погибнешь, сколько бы ни молился 20 богам.
Гелюнг. Может быть, и так.
Миссионер. Во всяком же случае, по вашей вере, нужно знать всех богов по имени, чтобы спастись?
Гелюнг. Это правда: закон наш того требует.
Миссионер. Из вас же никто не знает по имени всех своих богов?
Гелюнг. Да, никто.
Миссионер. Следовательно, никто из вас не может и спастись. Ибо, не зная своего бога, разве можно ему угодить?
Гелюнг. Поэтому так.
Миссионер. А угодишь ли ты тем своим богам, которых ты знаешь по имени?
Гелюнг. Конечно угожу, если хорошо буду молиться им.
Миссионер. Правда ли?
Гелюнг. Без всякого сомнения.
Миссионер. У вас в хурале есть шутен "Сансарыйн-кюрде"?
Гелюнг. Есть.
Миссионер. Ты видел там тенгриев75 и ассуриев76?
Гелюнг. Видел.
Миссионер. Что они делают между собою?
Гелюнг. Дерутся: тенгрии стараются поразить ассуриев мечами, а ассурии—пиками.
Миссионер. Мало того, по вашему учению, тенгрии постоянно воюют с ассуриями.
Гелюнг. Верно.
Миссионер. Но ведь это ваши боги?
Гелюнг. Да, наши боги.
Миссионер. Ну! вот хорошо, что правду сказал. Если тенгрии с ассуриями воюют, то ведь могут воевать: Дарке с Майдари, или Окин-тенгри с Далай-ламой, или Бакши-геген с Цагане-беген и т. п. Ибо, если могут воевать одни боги, то могут воевать между собою и другие боги.
Гелюнг. Поэтому так.
Миссионер. Ну! вот ты, напр., молишься Окин-тенгри, а она, быть может, в это именно самое время воюет с Далай-ламой. Как ты думаешь: услышит она твою молитву или нет?
Гелюнг. (После долгого раздумья). Скорее не услышит.
Миссионер. Мало того, она еще должна разгневаться на тебя, потому что чрез твою молитву она могла рассеяться или развлечься и потерять сражение; и чем твоя будет молитва усерднее, тем она будет не угоднее для Окин-тенгри.
Гелюнг. Поэтому выходит так.
Миссионер. Если так, то, значит, ты не угодишь и тем 20 бурханам, которых ты знаешь по имени, хотя бы и усердно молился им.
Гелюнг. Да!...
Миссионер. Следовательно, и 20 богов на суде должны будут сказать: «ты худой человек»...
Гелюнг. Поэтому так.
Миссионер. Если, по вашей вере, нельзя угодить ни тем богам, которых знаешь по имени, и ни тем, которых ты даже не знаешь, как зовут, то, значит, по вашей вере, никак нельзя спастись.
Гелюнг. Может быть, и так.
Миссионер. А кто ваши боги?
Гелюнг. Наши боги бурханы.
Миссионер. Нет, ты не понял меня. Ваши бурханы, прежде чем сделаться богами, кем были на земле?
Гелюнг. Простыми людьми.
Миссионер. Как же они сделались богами?
Гелюнг. За свою святость.
Миссионер. Кто же им дал божеское достоинство?
Гелюнг. Они сами себя сделали богами.
Миссионер. Как же так?
Гелюнг. Очень просто: сказали, что мы боги, вот и все.
Миссионер. Значит, ваши боги самозванцы.
Гелюнг. Как так? нет: они жили свято и переродились в богов.
Миссионер. А кто же видел, что они переродились?
Гелюнг. Никто.
Миссионер. Так почему же вы знаете, что они переродились в богов?
Гелюнг. Так говорят.
Миссионер. Ну, а когда ваши боги жили на земле, как люди, сами-то богу молились?
Гелюнг. Молились.
Миссионер. Какому же?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. Основатель вашей веры, Будда Шаджа-муни, молился богу или нет?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. А как же в вашей книге "Ганжуре"77 говорится, что он никому не молился и даже своим ученикам не советовал расспрашивать об этом, а поэтому и не говорил ни о каком боге и у себя не имел никакого изображения.
Гелюнг. Не помню.
Миссионер. Припомни разговор его с Анандой?
Гелюнг. Да, есть.
Миссионер. Зачем же вы признаете многих богов, когда
вам учитель и основатель буддизма ничего не говорил о боге?
Гелюнг. Таков закон наш.
Миссионер. А кто его написал?
Гелюнг. Ученики Шаджа-муни и другие святые люди.
Миссионер. Откуда же они узнали, если их учитель ничего не говорил о богах?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. Следовательно, они выдумали сами, а вы им и верите.
Гелюнг. Кому же нам верить?
Миссионер. Конечно, больше учителю, чем ученикам.
Гелюнг. Но ученики писали не свое, а то, что им открыли боги.
Миссионер. Какие?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. А какой у вас был первый бог?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. В начале был один бог или много?
Гелюнг. Конечно, один.
Миссионер. Если в начале был один бог, то на что же другие боги?
Гелюнг. Кто его знает!
Миссионер. Знает тот, кто больше думает о Боге, кто размышляет чаще о вселенной; потому что в начале был только один Бог, Который из ничего одним Своим словом сотворил все видимое и невидимое; и теперь есть только один Бог, Который промышляет о вселенной, и так будет до кончины мира; да и после скончания века будет один и тот же Бог, Который при конце вселенной будет судить всех без исключения; ибо Бог вечен и не имеет нужды в помощниках: Он всемогущ.
Гелюнг. Да. Если так, то должен быть Бог только один.
Миссионер. Ужели же ты думаешь, что Бог не вечен и не всемогущ?
Гелюнг. По нашему закону, Бог не вечен и не всемогущ.
Миссионер. Ну! подумай, же: какой же это Бог, который не вечен и не всемогущ!
Гелюнг. Конечно. Бог вечный и всемогущий лучше бога не вечного и не всемогущего.
Миссионер. Мало того, бог не вечный и не всемогущий и не есть бог, а есть или просто человек, каков, напр., ваш Далай-лама, или просто вымышленное лицо, каков, напр., Майдари, который, по вашему учению, еще не пришел, а родится только при конце вселенной или, выражаясь вашим языком, при конце нынешнего галаба, когда люди будут жить не больше 10 лет, когда девушка, рожденная ночью, утром будет брать огонь, — пятилетний мальчик будет жениться....
Гелюнг. Да, это так по нашему закону.
Миссионер. Видишь ли, ваш закон ничего не говорит дельного.
Гелюнг. Как так? Наш закон говорит о многом хорошем.
Миссионер. Ну, что он говорит об образовании вселенной: откуда она явилась?
Гелюнг. В нашей книге под названием "Йиртинцуйнтоли" говорится, что вселенная образовалась из эфира под названием "кей".
Миссионер. Откуда явился "кей"?
Гелюнг. Кей явился по определению всех живых существ.
Миссионер. Какие это живые существа, по определению которых явилась стихия "кей"?
Гелюнг. В наших книгах ничего о них не говорится.
Миссионер. Может быть, это и были первые ваши боги?
Гелюнг. Наш закон и об этом ничего не говорит.
Миссионер. Эти живые существа сами собою явились или же их кто-либо сотворил?
Гелюнг. Не знаю.
Миссионер. Что, же говорится в "Йиртинцуйнтоли" еще об образовании вселенной?
Гелюнг. Из "кей" выделилось золотое облако, из которого потом выделилась вода. Вода эта покрылась золотою поверхностью, подобно тому, как на молоке появляются сливки. Из центра золотой поверхности выросла огромная гора Сумеру с 4 драгоценностями: южная сторона ее — серебряная, западная — изумрудная, северная — стеклянная и восточная — золотая. Величина горы Сумеру: на 80.000 миль 78 простирается она под водою и на 80.000 миль над водою.
Миссионер. Эта-то гора Сумеру и считается вами за священную гору, изображения которой имеются у вас в хурале (капище)?
Гелюнг. Да.
Миссионер. Значит, ваша гора Сумеру, на которой держится наша земля, должна иметь 160.000 миль в высоту или 1.280.000 верст?
Гелюнг. Да, конечно.
Миссионер. Ведь по ней же движутся звезды, луна и солнце?
Гелюнг. Да.
Миссионер. Как велики эти светила?
Гелюнг. Солнце в ширину имеет 50 миль 4 версты, 222 сажени и 21 палец, луна — только 50 миль. Что же касается звезд, то большие из них имеют в ширину 2 мили, 2 версты, а меньшие — 1 версту.
Миссионер. Следовательно, гора Сумеру почти в 3160 раз больше солнца, — в 3200 раз больше луны, — в 71.111 раз больше больших звезд и в 1.280.000 раз больше звезд малой величины.
Гелюнг. Конечно.
Миссионер. Таким образом, Сумеру больше солнца во столько же раз, во сколько человек больше мухи.
Гелюнг. Несомненно.
Миссионер. Как ты думаешь: если бы ты издали увидел человека, по телу которого ползали бы мухи, то кого бы ты вперед увидел: человека или мух?
Гелюнг. Без всякого сомнения, сначала человека, а потом уже мух, потому что муха меньше человека.
Миссионер. А могло ли случиться так, что ты увидел бы издали только одних мух, а человека не увидел бы?
Гелюнг. Нет, этого не может быть.
Миссионер. А как же у вас-то случилось: солнце, луну и звезды все люди видят, а вашей горы никто не видел?
Гелюнг. Да, я и сам никогда ее не видел, хотя почти каждый день вижу солнце, луну и звезды.
Миссионер. Кроме того, теперь люди объехали всю вселенную и нигде на земле не видели такой огромной горы, хотя все высочайшие горы теперь измерены.
Гелюнг. Да, это странно.
Миссионер. Потому и странно, что ложно. Все это доказывает то, что такой горы никогда не существовало и теперь не существует, а поэтому в вашей книге "Йиртинцуйнтоли" написана не истина, а ложь.
Гелюнг. Не может быть.
Миссионер. Докажи же, что гора Сумеру существует?
Гелюнг. Ее только можно видеть душевными глазами.
Миссионер. Но ведь она не духовная, а вещественная?
Гелюнг. Да, но ее можно видеть духовными глазами, только потому, что она священная гора.
Миссионер. Но ведь и солнце, и луна у вас считаются священными предметами, почему они и изображаются на кровле ваших хуралов поверх горы Сумеру.
Гелюнг. Да, это правда.
Миссионер. Если так, то, по твоему объяснению, и солнце с луной можно видеть только душевными глазами?
Гелюнг. Кто его знает!
Миссионер. Видишь ли, как трудно доказывать ложь. Ложь сама себя обличает. Ибо новейшие астрономы, по вашему зурхачеи, всему миру ясно доказали, что на самом деле не солнце движется вокруг земли или, по вашему, по поясу Сумеру, а земля вокруг солнца. Те же астрономы доказали людям, что луна больше земли, а не наоборот, как у вас пишется в "Йиртинцуйнтоли"; еще больше земли и луны солнце, а больше солнца—звезды.
Гелюнг. Я этого еще никогда не слыхал.
Миссионер. Вот, если бы ты учился не при хурале, то и не держался бы таких басен и давно бы познал истину.
Гелюнг. Еще в Йиртинцуйнтоли пишется, что гору Сумеру окружают 7 гор золотых, а именно: 1-я имеет 40.000 миль в высоту, 2-я—20.000 миль, 3-я— 10.000 миль, 4-я—5000 миль, 5-я—2500 миль, 6-я 1250 миль и 7-я—625 миль.
Миссионер. Но я уже сказал, что таких гор высоких никто не видал, хотя теперь люди объехали всю вселенную. Самая большая гора, по измерению путешественников, не больше 10 верст в высоту. Правда, в Азии есть Алтайские горы, что в переводе значит золотые горы, но высочайшая из них не больше 4 верст в высоту. Теперь и рассуди сам: кому же больше верить — вашим ли книгам или очевидцам?
Гелюнг. Конечно, очевидцам, если они только правду говорят.
Миссионер. Лжи им не было никакого резона говорить, да и нельзя было, потому что их в таком случае давно бы обличили.
Гелюнг. Еще говорится в "Йиртинцуйнтоли", что в промежутке между горами находится 7 океанов увеселения.
Миссионер. Вот и тут ложь; на самом деле океанов только пять, а именно: Великий или Тихий океан, Атлантический, Индийский, Северный ледовитый и Южный ледовитый.
Гелюнг. Далыие говорится, что гору Сумеру окружают 4 материка больших и 8 малых.
Миссионер. Следовательно, по вашему, материков во вселенной двенадцать?
Гелюнг. Да.
Миссионер. На самом же деле их только пять: Европа, Азия, Америка, Африка и Австралия.
Гелюнг. По нашему же учению, 4 материка таковы: Замбу, Мудуту, Укляредлекчи и Улемджибейету.
Миссионер. Почему же они так называются?
Гелюнг. Материк "Замбу" так называется потому, что на нем растет дерево "Замбубарки", ветви котораго висят над водою реки Гангес, и поэтому, когда они падают в воду, то издают звук "замбу". Плодами его питается дракон Раха, а остальные обращаются в золотой песок.
Миссионер. Это, по вашему, Азия; в ней, хотя и есть река Гангес или Ганг, но такого чудовищного дерева еще никто не видал и поэтому никто из европейских ученых его не описывал.
Гелюнг. Мудуту так называется потому, что на нем растет дерево, которое обитателям сего материка за 7 суток предсказывает смерть, говоря: "ты умрешь".
Миссионер. Тоже и такого дерева с зловещими голосами никто не видал из путешественников ни на одном из 5 известных материков, из которых
состоит вся земля.
Гелюнг. Улемджибейету так называется потому, что жители сего материка на 1 локоть больше и красивее остальных людей, обитающих на прочих материках.
Миссионер. И опять такого отменного материка нет; напротив, на всех 5 материках рост человеческий
везде одинаков.
Гелюнг.Укляредлекчи так называется потому.что обитатели сего материка любят заниматься скотоводством.
Миссионер. Равным образом, и такого странного материка тоже нет; напротив, на всех 5 материках люди занимаются почти одинаково, а именно: кроме скотоводства, земледелием, промышленностью и пр.
Гелюнг. В центре материка Замбу находится индийский храм Очир, где собираются бурханы для распространения св. учения. К востоку от этого храма находится 9 больших черных гор, а за ними снежная гора Десе; к западу находится великое море, не соединяющееся ни с чем, вода его имеет 8 различных вкусов и форму квадратную, в ширину 50 миль; к югу от моря находится серебряная скала, из которой вытекает река Ганг или Гангес и течет на
юг, предварительно 7 раз обогнувши; к востоку золотая скала, из которой берет начало река Саду и течет к востоку, предварительно 7 раз обогнувши; к северу находится скала изумрудная, с которой стекает река Баджи и течет к северу, предварительно сделавши 7 оборотов; к западу находится стеклянная гора, из которой вытекает река Шида, течет к западу, предварительно сделавши 7 оборотов. Тут же находится озеро Долинокчи или Кукенор, которое окружают 8000 малых озер; здесь обитает слон "Машибату" и при нем 8000 малых слонов, — вид его белый, голова красная, 6 клыков, высота его 1 миля 4 версты, длина 2 мили 4 версты и ширина 1 миля. В зимнее время в течение 4 месяцев он пасется на золотой скале, весной в течение 4 месяцев на берегу озера Долинокчи и летом в течение 4 месяцев под тенью дерева Сала. На сем слоне ездит Хормуста-тенгри.
Миссионер. Ну, довольно, Это ты все говорил о материке, на нашему, Азии, но ее давно исследовали и описали подробно и ни один из путешественников никогда не видал вашего чудовищного слона "Машибату"; напр., недавно некто Пржевальский прожил на Кукеноре все весну и лето и нигде не встретил такого слона: куда же, спрашивается, мог деваться такой колоссальный слон? или, может быть, он уже теперь издох вместе с 8000 малыми слонами?
Гелюнг. Нет, этот слон жив и поныне, ибо он священный слон, поэтому мы его почитаем и теперь, имея в хурале его изображения.
Миссионер. Но посуди же: разве можно не приметить такого слона, высота которого 12 верст, длина 20 верст и ширина — 8 верст, и которого окружают 8000 малых слонов?
Гелюнг. Да, трудно, но его, должно быть, можно видеть только душевными очами.
Миссионер. Но ведь в книге вашей ничего не говорится об этом?
Гелюнг. Да, не говорится, но, разумеется, потому что он священный слон и его можно видеть духовными глазами.
Миссионер. Но ведь и озеро Долинакчи тоже, по вашему учению, священное озеро, но его видел же Пржевальский телесными очами, а не духовными; также и индийский храм Очир, который находится, по вашим книгам, в центре Азии или Замбу, есть священный храм, но его видели многие путешественники телесными очами, а не духовными; китайские же чиновники и теперь его часто видят телесными очами, а не духовными. Почему же один только слон Машибату должен быть видим духовными очами, а не телесными?
Гелюнг. Этого уже не могу объяснить.
Миссионер. Потому и не можешь объяснить, что в действительности слона Машибату никогда не было и не существовало; да и теперь нет его, а ваши писатели, выдумали его, подобно тому, как древние эллины выдумали двуглавого цербера.
Гелюнг. Кто его знает!
Миссионер. Знает тот, кто стремится познать истину, кто испытывает "духи, аще от Бога суть", как говорится у нас. Вот мы с тобой долго говорили и что же, в конце концов, оказалось? Оказалось, что по вашей вере спастись никак нельзя, что ваши бурханы не боги, а или простые люди, или же лица вымышленные, что в ваших книгах написано много ложного и неправдоподобного, и только кое-где есть проблески истины, но истина или затемнена, или же искажена. Ужели же ты и после сего не сомневаешься в лживости буддийской или ламаистской веры?
Гелюнг. После беседы "мал-мала" сомневаюсь, но ведь трудно сразу человеку отказаться от того, что он считал и считает за истину.
Миссионер. Давай еще побеседуем?
Гелюнг. Нет, уж оставим до другого разу, а то мы и так долго сегодня беседовали.