Глава VI.
РАЗГОВОР МИССИОНЕРА С БАКШЕЙ79.
Миссионер. Бакша! по вашему учению, что будет с человеком после его смерти?
Бакша. А по вашему учению как?
Миссионер. По христианскому учению, душа человеческая в 40-й день после смерти данного лица является на суд к Богу Истинному и тут ей определяется участь: если она на земле больше делала добра, чем зла, и отошла в вечность с покаянием и отпущением грехов, то идет в рай для блаженства; а если она жила на земле греховно и отошла к праотцам не по христиански, то идет в ад на мучение. Но этот суд не есть последний, — конечный; он называется частным. Последний суд будет при конце вселенной, когда Господь наш Иисус Христос придет во второй раз на землю во всей славе Своей и со всеми св. ангелами Своими, чтобы судить всех людей без изъятия — живых и мертвых. Тогда все люди умершие в одно мгновение воскреснут из мертвых, т.е., души их соединятся со своими телами, при чем тела их из тленных сделаются нетленными и бессмертными, а оставшиеся живыми до того времени так же мгновенно изменятся и все явятся на страшный Суд Божий с обновленными телами, чтобы отдать строгий отчет правосудию Божию во всех своих не только делах, но и словах, а также в мыслях и сокровенных помышлениях. И вот Господь наш Иисус Христос, как Праведный Судия и Мздовоздаятель, всех людей разделит на две стороны, подобно тому, как пастырь разделяет овец и козлов: праведников поставит по правую сторону, а грешников—по левую. Праведникам Он скажет: "приидите, благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное для вас от сотворения мира", а грешникам скажет: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его». И тотчас же праведники идут в рай для вечного блаженства, а грешники в ад для вечного мучения; потому что после сего уже не будет никакого суда и участь каждого человека будет определена на веки: праведники будут вечно блаженствовать, а грешники будут вечно мучиться. Поэтому сей суд называется конечным, всеобщим и страшным.
Бакша. А по ламаистскому учению, душа каждого умершего человека является на суд всех наших богов и тут посредством волшебного зеркала (толи) обнаруживается: праведная она была или грешная; если же душа заспорит, то являются особые эрлики (злые духи) с чудесными весами, причем они на одну чашку весов кладут белые камешки, означающие добродетели данного лица, а на другую — черные, означающие греховные дела того же лица; если перетянет чашка с черными камешками, то душа признается греховною; а если перетянет чашка с белыми камешками, то душа признается праведною. После сего не бывает уже никакого прекословия или спора, и душа умершего человека подвергается судьбе своей покорно, а именно: добродетельная душа, смотря по степени своей праведности, перерождается или в ассурия80, или в тенгрия, или в бурхана; а грешная душа перерождается или в адусуна, или в тамуду81, т.е., аду (здесь, разумеется, место), или в бирита. Но во всех сих перерождениях она бывает не вечно, а только временно, смотря по мере своих грехов; когда же она совершенно освободится от своих грехов, то она, в конце концов, делается бурханом, погружаясь в нирвану, где забывает даже о своем бытии или существовании.
Миссионер. Поэтому, значит, многие ваши бурханы или боги были грешниками, а некоторые — и великими грешниками?
Бакша. Да, это правда.
Миссионер. А все без исключения ваши боги не вечны и не всемогущи?
Бакша. Почти что так.
Миссионер. А что такое ассурии?
Бакша. Ассурии это наши злые боги, которые живут на воздушных облаках и по вершинам гор; они всегда стараются сделать человеку какой-либо вред или же совращают его на грех, поэтому они всегда воюют с тенгриями, нашими добрыми богами, которые обитают на солнце, на луне и на других небесных светилах, а некоторые из них живут на Сумеру82. Война эта происходит потому, что тенгрии постоянно стараются помочь человеку и отклоняют его от всего худого и греховного, направляя к добру. У нас в хурале83 есть даже шутэн Сансарыйн-кюрдэ84, где изображены тенгрии воюющими с ассуриями, причем тенгрии стараются поразить ассуриев саблями, а ассурии — пиками. Если ассурии победят тенгриев и займут какое-либо небесное светило, то тотчас сие светило темнеет и перестает светить до тех пор, пока тенгрии не прогонят ассуриев со своего жительства.
Миссионер. А что такое бурханы?
Бакша. Бурханы — это наши высшие боги, из которых одни обитают в неизреченной нирване, а другие живут в блаженном царстве сукавади. Боги нирваны не имеют тела и не испытывают никаких треволнений, даже не чувствуют своего бытия; впрочем, иногда они сходят на землю для научения людей божественной мудрости, раскрывая учение о 10 белых добродетелях и о 10 черных грехах, а также о 3-х причинах великой глупости всех людей. Бурханы сукавади имеют тело и испытывают неизъяснимое наслаждение, купаясь в водах озера Сукавади и почивая на священных цветках его Падма или Линхоа85. Они тоже время от времени спускаются на землю, чтобы сообщить людям о бодимюре или святом пути, ведущем к лучшим перерождениям, и о галабах великой кальпы, т.е., о мировых переворотах вселенной. Первые бурханы называются буддами высшими или чистейшими мудрецами, а вторые бодисатвами, т.е., получившими высшую святость — боди.
Миссионер. В каком же виде бурханы являлись и должны являться на земле, чтобы учить народ?
Бака. Они являлись в разных видах, напр., Будда Шаджа-муни (он же Шакья-муни или Бакшигеген) из 48 своих перерождений был 2 раза царем, 10 раз отшельником, 3 раза зайцем, 2 раза конем, 1 раз верблюдом, 5 раз разбойником, 7 раз учителем, 5 раз тойном86, 4 раза чиновником, 1 раз белым коршуном, 6 раз мудрецом и 2 раза купцом.
Миссионер. Что такое бириты?
Бакша. Бириты — адския чудовища, которые имеют голову с пивной котел, горло не больше иглиного ушка, чрево с гору, ноги тоньше соломины. Они вечно голодают и мучаются, отыскивая пищу, чтобы утолить свой голод; но всякая пища, попавшая в их руки, обращается в вонючую мерзость, или же прежде, чем попасть во чрево, опаляется огнем, выходящим из их чрева, или же не может пройти во чрево потому, что чрез их горло не пройдет и крошка хлеба. Поэтому они постоянно бегают из стороны в сторону, во время бега падают и испытывают жесточайшие мучения.
Миссионер. А что такое таму?
Бакша. Таму это наш ад, состоящий из 20 отделений: 12 холодных и 8 теплых. Здесь мучаются грешники: в холодных отделениях посредством холода, а в горячих — посредством огненных мучений.
Миссионер. Наконец, что такое адусун?
Бакша. Это живыя существа, обитающие во вселенной, как-то: люди, животные, рыбы, птицы, насекомые и другие органические живые существа.
Миссионер. Следовательно, по вашему учению, в каждой мушке, в каждой лошади, в каждой овце и т. п. есть какая-либо душа умершего человека, подобно тому, как и в человеке, есть тоже душа какого-либо умершего адусуна.
Бакша. Да, по нашему учению, так: в каждой мошке, в каждой худобе, т.е., домашнем скоте и пр. непременно есть душа того или другого умершего человека, как и в человеке.
Миссионер. Если так, то, по вашему учению, убить какое-либо животное или насекомое должно значить одно и то же, что и убить человека?
Бакша. По нашему учению, действительно, одинаково грешно: убить человека или же кого-либо из прочих адусунов.
Миссионер. А резаное мясо убитых животных можно есть или же нельзя?
Бакша. По нашему закону, и это грех, хотя больше грешит тот, кто убивает адусуна для еды.
Миссионер. Что будет на том свете с убийцей и что будет с человеком, евшим резаное мясо?
Бакша. В Тонилхуйн-чимэк написано: "убийца должен переродиться в бирита, а евший резаное мясо в тамуду".
Миссионер. Если так, то, значит, все калмыки должны на том свете погибнуть, потому что нет ни одного теперь калмыка, который бы не ел резаного мяса, а многие из них неоднократно убивали адусунов.
Бакша. Погибнут не все, а только те, кто убивал адусунов; тот же, кто только ел резаное, может загладить свой грех молитвою и добрыми делами.
Миссионер. Положим, так. Ужели ты думаешь, что кто не убивал адусунов для пищи, тот никогда и никак не убивал их?
Бакша. Конечно, нет.
Миссионер. Вы ведь все ходите летом по земле?
Бакша. Ну, так что же? — ходим.
Миссионер. А сколько вы топчете адусунов из породы насекомых и червячков во время хождения по земле?
Бакша. Да!.. много.
Миссионер. Следовательно, сколько адусунов задавили или стоптали, сколько раз убийство совершили.
Бакша. Поэтому выходит так.
Миссионер. Далее, вы все дышите воздухом.
Бакша. Конечно, все: без воздуха жить нельзя.
Миссионер. А сколько во время дыхания вы истребляете мельчайших насекомых, невидимых для глаза?
Бакша. Разве в воздухе есть насекомые, которых видеть глазами нельзя?
Миссионер. Есть и даже весьма много, они известны под названием кружалок, инфузорий, бактерий и т. п.
Бакша. Быть может, это и правда. Я только этого раньше не знал и не слыхал.
Миссионер. В этом люди давно убедились при помощи особого увеличительного снаряда, называемого микроскопом. Есть микроскопы, которые увеличивают предметы в 500 и более раз.
Бакша. Это очень интересно.
Миссионер. Следовательно, по вашему закону, будет убийцей адусунов и тот человек, который дышит воздухом?
Бакша. Поэтому выходит так.
Миссионер. Не только выходит, но, по вашему закону, и в действительности так.
Бакша. Кто его знает?!..
Миссионер. Знает тот, кто старается здраво рассуждать и приглядываться к вселенной. Кроме того, вы вечером зажигаете огонь, а некоторые варят, и пищу на открытом воздухе в летнее время.
Бакша. Бывает и это.
Миссионер. Всем ведь известно, что на огонь летят всякие букашки, мошки и бабочки, которые и погибают на огне.
Бакша. Это я и сам видел.
Миссионер. Много гибнет в огне видимых для глаз насекомых, но еще больше невидимых для простаго глаза по причине своей малой величины.
Бакша. А почему вы знаете, что в воздухе есть такие маленькие насекомые, которых видеть простым глазом нельзя?
Миссионер. Я уже тебе сказал, что многие люди видели и видят чрез микроскоп, особый снаряд; который увеличивает предметы в несколько раз, так что муха, напр., кажется величиною с ласточку или воробья и т. п.
Бакша. Это удивительно!
Миссионер. Но, во всяком случае, значит, по вашему закону, грешно огонь разводить, а поэтому и пищи варить на огне нельзя?
Бакша. Да!... поэтому выходит, что и это грешно делать. Впрочем, кто его знает: у нас в книгах ничего об этом не говорится.
Миссионер. Но ведь вам закон говорит, что убивать адусунов грешно?
Бака. Так написано в Тонилхуйн-чимэк87.
Миссионер. А ты ведь сам мне сказал, что под "адусун" разумеются и насекомые?
Бакша. Так говорится в Бодимюре, в другой нашей книге.
Миссионер. А если так, ты должен теперь уразуметь, что я тебе сказал правду.
Бакша. Поэтому, действительно, выходит так.
Миссионер. Равным образом, когда человек пашет землю или косит траву на сено, то ведь он тоже истребляет массу насекомых и червяков?
Бакша. Без всякого сомнения.
Миссионер. А, следовательно, грешно, по вашему закону, заниматься и земледелием и сенокошением и тому подобными занятиями, без которых на самом деле человеку и жить-то нельзя?
Бакша. Да, по нашему закону, и это грех.
Миссионер. Точно также грешно, по вашему закону, есть и мясо не только резаное, как ты говорил, но и падаль; потому что в каждом мясе есть много мелких червячков и мельчайшим насекомых, которые целыми мириадами пронизывают мясо по его волокнам или мускулам.
Бакша. Нет, по нашему закону, грешно есть резаное мясо, но не грешно есть падаль или богом битое.
Миссионер. Почему же так?
Бакша. Потому что в падали нет души.
Миссионер. Почему же вы не едите мяса своих покойников?
Бакша. Потому что в них была душа человеческая.
Миссионер. Но ведь душа человеческая была и в падали животных, потому что, по вашему закону, в каждом животном есть душа какого-либо умершего человека.
Бакша. Так-то оно так, да у нас не принято есть мяса покойников.
Миссионер. Следовательно, вам не следовало бы есть и всякой падали. Ибо в падали еще больше, чем в резаном мясе животных, бывает всяких инфузорий, бактерий и тому подобных мельчайших насекомых.
Бакша. Неужели это правда?
Миссионер. Не только, правда, но непреложная истина. Спроси любого ветеринарного врача или эмчи, как вы говорите: он тебе скажет то же, что и я тебе сказал; то же подтвердит и каждый более или менее просвещенный человек. Вот поэтому медицина и не советует и даже запрещает употреблять в пищу не только падаль, но и испортившееся мясо.
Бакша. Я этого раньше не знал и ни от кого не слыхал.
Миссионер. Если в каждом насекомом и червяке, как учит ваш закон, есть душа какого-либо умершего человека, то, следовательно, по вашему закону, нельзя и воды пить; потому что и в воде есть насекомые и червяки, которых то же не видно простым глазом по их незначительной величине.
Бакша. Если это правда, то, конечно, грешно пить и воду.
Миссионер. Наука учит, что это не подлежит никакому сомнению, да и каждый зрячий человек вполне может убедиться в этом посредством микроскопа, о котором я уже тебе говорил.
Бакша. Кто его знает!?..
Миссионер. Мало того, так как, по вашему закону, в "адусун" время от времени перерождались и перерождаются ваши боги, то, выходит, что каждый из вас может быть не только душе-убийцей, но и бурхано-убийцей, если он или резал животных, или ходил по земле летом, или дышал воздухом, или пил воду и т. п. Ибо, быть может, убивая таким образом того или другого адусуна, хотя и невольно и бессознательно, каждый из вас может убить такого адусуна, в котором был переродившийся
бурхан или бог из многочисленнаго числа ваших будд и бодисатв.
Бакша. Поэтому, пожалуй, и так; а, впрочем, кто его знает?!..
Миссионер. Ведь, если будда Шакьямуни был из 48 своих перерождений 2 раза зайцем и 1 раз белым коршуном, то и другие ваши боги могли быть и могут перерождаться тоже зайцами, конями, рыбами, птицами, насекомыми и тому подобными видами адусунов?
Бакша. Конечно, так.
Миссионер. А ведь, уничтожая того или другого адусуна вольно или невольно, сознательно или бессознательно, никто из вас не может знать и не знает, что в сем адусуне переродилась душа человеческая, а в сем какой-либо из многочисленных ваших бурханов?
Бакша. Конечно, мы этого не знаем, хотя наши боги во время своих перерождений указывали людям, своих перерожденцев, так, напр., будда Шаджи-муни рассказал своим ученикам о своих 48 перерождениях, о чем я уже говорил.
Миссионер. Положим, ваши бурханы знают это, но ведь выто не знаете; напр., ты, конечно, не знаешь — кто переродился в сей собаке, которая вот тут стоит?
Бакша. Разумеется, не знаю.
Миссионер. Может быть, в ней сейчас переродился тот же Шакья-муни, или же Майдари, или же Дарке, или же какой-либо другой из ваших бурханов?
Бакша. Конечно, быть может, и это.
Миссионер. Если так, то, следовательно, убивший сию собаку, убил бы в то же время своего бурхана.
Бакша. Оно как будто выходит и так.
Миссионер. Зачем говорить "как будто", если сие вытекает ясно, как Божий день?
Бакша. Ну, пусть будет так.
Миссионер. Если так, то, значит, разъезжая на животных, вы в то же время разъезжаете не только на душах умерших людей, но иногда и на своих переродившихся бурханах, само собою, разумеется, только тогда, когда ездите на бурханских перерожденцах или хубилганах, как вы обыкновенно говорите.
Бакша. Мы иногда таких хубилганов называем гыгенами или же хутухтами.
Миссионер. Дело не в названии, а в том, что иногда вы можете ездить на своих богах, не ведая того и сами.
Бакша. Кто его знает?!..
Миссионер. Следовательно, в таких случаях вы явно не почитаете своих богов.
Бакша. Да, поэтому выходит так.
Миссионер. А ведь неприятно было бы тебе, если бы на тебе вздумали ездить?!..
Бакша. Конечно, неприятно: не дай, Бог, до этого дожить.
Миссионер. Точно также неприятно должно быть и умершим вашим собратьям, если на их перерожденцах ездят, бьют их и пр.
Бакша. Разумеется.
Миссионер. Если так, то, по вашему закону, значит, нельзя ездить и на животных; во 1-х, потому что в них могут быть души умерших ваших родственников и знакомых, а во 2-х, потому что в них могут быть в перерождении ваши бурханы.
Бакша. Да!.. стало быть, по нашему закону, грешно и ездить на животных!...
Миссионер. Тем более грешно ездить на тех животных, в которых переродились ваши высшие бурханы или боги.
Бакша. Без всякого сомнения.
Миссионер. Если, по вашему закону, как ты мне сегодня говорил, за убийство адусунов человек должен переродиться в бирита, то кольми паче должен погибнуть на том свете тот из вас, который ездил на бурханских хубилганах, а более тот, кто убивал таковых хубилганов ваших бурханов.
Бакша. Такие люди, по нашему закону, вполне погибшие существа; потому что для них нет никакого прощения на суде бурханов, так пишется в Ганжуре 83.
Миссионер. Для таких людей не помогут никакие молитвы, ни добрые дела?
Бакша. Да, по нашему закону, так.
Миссионер. А если так, то, по вашему закону, все люди должны погибнуть и вы напрасно молитесь своим бурханам, потому что никто из вас не может обойтись, чтобы ежедневно не истреблять целые сотни адусунов, и никто из вас твердо не знает: каких он адусунов истребляет — истребляет ли он адусунов, в которых переродились души умерших людей, или же — тех адусунов, в которых переродились ваши бурханы.
Бакша. Кто его знает, а мы веруем, при помощи своих хуралов (служений), получить лучшее перерождение после своей смерти.
Миссионер. Значит, напрасно себя обольщаете; а по вашей вере спастись никак нельзя.
Бакша. Как так?
Миссионер. Ты подумай сам хорошенько: ходить по земле, по вашему закону89, грешно, разводить огонь грешно, мясо есть, особенно падаль, то же грешно, воду пить также грешно, дышать воздухом грешно, короче говоря, жить грешно, потому что без пищи, пития, воздуха и движений человек жить не может.
Бакша. Я ведь не говорил, что жить грешно.
Миссионер. Правда, ты не говорил, но ведь все это вытекает из вашего учения. Ибо ваша же вера трактует, что убивать адусунов грешно, а адусунов — бурханских хубилганов непростительно и окончательно пагубно?
Бакша. Ну, так что же?
Миссионер. А я ведь тебе уже доказал, что, когда человек дышит, то с воздухом проглатывает мириады адусунов из класса насекомых; когда пьет воду, то тоже истребляет массами тех же адусунов из породы червяков и различных насекомых; когда ест мясо и другую пищу, то также губит подобных адусунов без числа и т. п.
Бакша. Я уже слышал об этом.
Миссионер. А так как, по вашему закону, человек, убивавший адусунов, должен переродиться в биритов, то, следовательно, по вашему же закону, вы все должны переродиться тоже в биритов, потому что каждый из вас ежедневно убивает адусунов различных видов целыми мириадами.
Бакша. А как же наши предки то спаслись?
Миссионер. Ты, почему знаешь, что они спаслись?
Бакша. Так мы думаем.
Миссионер. А видишь ли, по вашему закону, и ваши предки переродились в биритов, потому что и они тоже дышали воздухом, пили воду, ели мясо и т. п., когда жили на земле; а, следовательно, истребляли в таких случаях адусунов целыми массами, как и вы теперь делаете.
Бакша. Это правда.
Миссионер. Поэтому и ваши предки, как убийцы адусунов, по вашему же закону, должны были получить перерождение в биритов, а, следовательно, и они погибли.
Бакша. Откуда же в таком случае взялись наши тенгрии, ассурии и бурханы? Ведь они тоже были сначала людьми, а потом сделались богами за свою святость?
Миссионер. В том-то и дело, что неправда; напротив, по вашему закону, ваши боги, как нарушившие заповедь об убийстве адусунов, не были и не должны перерождаться в ассуриев, тенгриев и бурханов; а должны были переродиться в биритов, потому что и они тоже во время земной своей жизни погубили мириады адусунов, когда пили воду, дышали воздухом, ели мясо, ходили по земле, курили табак, делали дела человеческие и т. п., т.е., жили так же, как и вы теперь живете, следовательно, и грешили так же, как вы теперь грешите, не ведая того.
Бакша. Поэтому выходит, что нет и не должно быть ни наших бурханов, ни тенгриев, ни ассуриев?
Миссионер. Да, это вытекает из вашего учения об адусунах, за убийство которых, как ты сам говорил, человек должен переродиться в биритов.
Бакша. Правда-то, правда, да что же делать-то?
Миссионер. Нужно избрать такую веру, которая ничего подобного не запрещает, — которую можно содержать, не греша на каждом шагу, — по которой можно спастись, не лишая себя ни пищи, ни воздуха, ни пития, ни огня, ни благородных занятий человеческих и т. п.
Бакша. Привыкнешь к одной вере, так на старости лет не хочется покидать ее.
Миссионер. Оставлять заблуждения никогда не поздно и исправлять ошибки никому не предосудительно.
Бакша. Такто оно так, да менять веру на старости лет не хорошо.
Миссионер. А разве хорошо держать такую веру, по которой приходится: или заживо умереть, чтобы в точности соблюсти весь свой> закон, или же безнадежно погибнуть, так как приходится перерождаться после своей смерти в бирита?
Бакша. А разве по вашей вере не грешно: ни убивать животных в пищу, ни дышать воздухом, ни пить воду, ни ездить на животных, ни обрабатывать землю и т. п.?
Миссионер. Не только не грешно сие, напротив, по христианской вере, грешит тот, кто намеренно вздумал бы умертвить себя лишением пищи, или пития, или воздуха, а также тот, кто вместо того, чтобы обрабатывать землю или же заниматься каким-либо трудом, вздумал бы предаться лености и тунеядству.
Бакша. Это хорошо.
Миссионер. Вот по этому-то все просвещенные люди и исповедуют христианскую веру, а ламаистскую веру содержат только дикие и полудикие народы.
Бакша. Это и я слышал.
Миссионер. И русские люди до тех пор худо жили и бедствовали, пока исповедывали многобожие; но как только они приняли христианство от греков, то стали все усиливаться и усиливаться, а жизнедеятельность их стала улучшаться и усовершенствоваться. Ибо Бог христианский есть единый истинный Бог всех людей, и вера христианская есть одна только истинная и спасительная вера.
Бакша. А я думал, что и по нашей вере — буддийской или ламаистской — можно спастись и получить хорошее перерождение по смерти.
Миссионер. Ты думал, а на деле-то оказалось противное: по вашей вере, приходится отчаиваться и бедствовать.
Бакша. Кто его знает!..
Миссионер. Ужели же ты и после сего не убедился еще в пагубности своей ламаистской веры?
Бакша. Сразу отказаться трудно от своих убеждений, а "малмала" все-таки сомневаюсь.
Миссионер. Ну, вот и хорошо; ты теперь обо всем этом подумай хорошенько, да и не страшись оставить свою веру, по которой никак нельзя спастись. Тогда и Бог истинный поможет тебе во всем здесь, на земле, да и на небе даст царство небесное, если ты только твердо будешь веровать в Него и жить по-христиански до конца своей жизни. Ибо Он есть Бог всех людей без изъятия и всем людям хочет спасение даровать и дарует тем, кто исполняет Его святой закон.
Бакша. Хорошо, подумаю; теперь же довольно рассуждать: я уже утомился.
Миссионер. Вот тебе книжка: «Разговор миссионера с гелюнгом»; ты в ней найдешь другое доказательство шаткости вашей ламаистской веры, да почаще заезжай ко мне на беседу: ты ведь недалеко живешь от меня. Равным образом, и я к тебе еще несколько раз приеду.
Бакша. Ну, хорошо, хорошо. Спасибо и за это посещение. До приятного свидания!