Православный. Здорово, кунак!
Ламаист. Менде (здравствуй)!
Православный. Ты зачем иногда ходишь в нашу церковь?
Ламаист. Чтобы помолиться вашим богам.
Православный.Если так, то почему же ты не крестишься?
Ламаист. По моему мнению, наша вера и ваша одно и то же.
Православный. Как же это так?
Ламаист. Очень просто: у вас есть Бог и у нас бурхан, у вас есть Божия Матерь и у нас Дарке, у вас есть Спаситель и у нас Шакья-муни, у вас есть ангелы и у нас тенгрии, у вас есть дьяволы и у нас есть ассурии, у вас есть иконы и у нас шутены, у вас есть святые и у нас бодисатвы, у вас есть праздники и у нас хуралы, у вас есть посты и у нас мацаки, у вас есть церкви и у нас хуралы или сумэ, у вас носят крест, как талисман, и у нас бу, у вас есть шестисложная молитва — "Господи помилуй" и у нас — тоже "Ом-мани-падме-хом", у вас есть духовенство и у нас хувараки и пр.
Православный. Это тебе только кажется, на самом же деле между ламаизмом и православием великая разница, а именно: христианский Бог един, Он Творец неба и земли, Промыслитель, чистейший и совершеннейший Дух; ламаистские же бурханы были или простые люди, или вымышленные мифические существа; они никогда ничего не творили, а напротив сами сотворены. Вот поэтому-то у вас много богов или бурханов; вследствие чего они не только не помогали людям и не помогают ни в чем, но даже сами, живя на земле, нуждались во всем, подобно вам, и умерли, как умирают и все люди. Точно также и Божия Матерь наша родила не простаго человека, а Сына Божия — Второе Лицо Св. Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, Который родился на земле, чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти, показав людям путь, ведущий в царство небесное. И кто возьмет крест Его и в след Его пойдет, тот только и наследует царствие Божие в будущей жизни. Неверующие все будут осуждены на вечное мучение в аду. Дарке же была просто женщиною и не родила никакого сына, а поэтому она неправильно вами называется Материю Божиею.
Ламаист. Постой, вот ты говоришь, что ваш Спаситель есть родившийся Сын Божий, Второе Лицо Св. Троицы. Как же это так ты говоришь, что у христиан один Бог, а сейчас оказывается, что у вас есть Второе Лицо Св. Троицы и Троица?
Православный. Бог у христиан, действительно, Один, но в Нем три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Св. Дух, Которые все три составляют из себя Троицу единосущную и нераздельную, подобно тому, как на небе одно солнце, но оно состоит из огненного шара, солнечной теплоты и солнечного света. Как от солнца рождается свет и исходит теплота, так и от Отца предвечно рождается Сын и предвечно исходит Св. Дух. Как солнце, постоянно рождая свет и испуская теплоту, чрез это не умаляется, так и Отец, предвечно рождая Сына, Сам не умаляется и ничего не лишается. Вот поэтому-то в наших книгах и написано: "каков Отец, таков и Сын, таков и Св. Дух, обаче не три бози, но един Бог".
Ламаист. Ну, хорошо! теперь я понял. Какое же различие между тенгриями и ангелами, между ассуриями и дьяволами?
Православный. И тут огромное различие. Тенгрии, по вашим же книгам, были простые люди, только по смерти своей сделались тенгриями, а потом могут быть бурханами, — таковы же ассурии; следовательно, тенгрии и ассурии суть умершие люди, причем одни помогают человеку, а другие вредят. Ангелы же и дьяволы никогда не были людьми и не будут, они сотворены Богом из ничего одним словом, прежде всего, т. е., прежде сотворения вселенной. Они духи, не имеют тела и все сотворены были добрыми, но с течением времени один из высших ангелов с некоторыми ангелами возгордился, за что и был низвержен с неба и лишился своего совершенства: он называется сатаною, а его клевреты — дьяволами или клеветниками. Теперь дьяволы из светоносных, добрых духов сделались мрачными, злыми. И в то время как ангелы научают людей истине и помогают добру, дьяволы научают людей лжи и совращают на зло; но это будет не всегда. Настанет время, при конце вселенной, когда дьяволы будут с грешниками и неверующими во Христа осуждены на вечное мучение в аду; между тем ангелы со всеми праведниками, веровавшими во Христа и Единого Бога, будут блаженствовать в царствии небесном вечно. Это блаженное время для ангелов и праведников настанет после страшного суда, на котором Господь наш Иисус Христос разделит праведников от грешников, подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлищ. Праведников поставит по правую сторону, а грешников по левую. Праведникам скажет: "приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте царствие небесное", а грешникам: "идите от Меня, проклятии, в огнь вечный, уготованный дьяволу и клевретам его. И идут праведники в жизнь вечную, а грешники в муку вечную".
Ламаист. И это понятно. Какое же различие между шутенами и иконами?
Православный. Шутены суть изображения ложных богов, а иконы суть изображения истинного Бога, Творца вселенной, или св. ангелов, или же св. людей, т. е., существ истинно существующих.
Ламаист. Как же ваш Бог может изображаться на иконе, если Он Дух, не имеет плоти и поэтому невидим?
Православный. Бог христианский невидим, но Он изображается на иконах в тех видах или образах, в каких являлся людям на земле. Так, напр., однажды Бог явился в виде трех странников; поэтому св. Троица у нас изображается в виде 3 странников. Дух Св. сошел на Иисуса Христа в виде голубя; поэтому и на иконах Дух Св. изображается в виде голубя. Бога Отца видели некоторые праведники в виде человека, ветхого деньми, сидящего на престоле высоком и превознесенном, а кругом ангелы летали и пели, прославляя своего Творца; поэтому Отец небесный изображается на иконах в виде старца, сидящего на престоле, вокруг которого летают ангелы Божии в человекообразных формах, только за плечами они имеют крылья, как признак того, что они способны летать. В действительности же Бога никто не видел нигде, и видеть даже бренный человек Божия существа не может, как чистейшего Духа. Кроме того, изображая Бога человекообразно, христиане стараются выразить различные совершенства Божии, а именно: глаза означают всеведение Божие, руки — всемогущество, ноги — вездесущие, грудь и сердце — любовь Божию и благость Его, ветхость деньми — вечность, царское седалище — всеблаженство. Сын Божий, как Сам пожелавший принять на Себя образ человеческий, начиная с младенчества, изображается в различных стадиях человеческого возраста и больше всего учащим народ; поэтому св. Иоанн Богослов говорит: "Бога никтоже виде нигдеже, ниже видети может, но Единородный Сын нам исповеда"; тоже говорит и Ап. Павел: "многочастне и многообразне древле глаголавый Бог во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Им же и веки сотвори".
Ламаист. Ну, довольно, теперь скажи: разве ваши святые и наши бодисатвы не одно и то же?
Православный. Конечно, разница великая. Ваши бодисатвы это, по вашему учению, живущие в блаженном царстве Сукавади, которое, по ламаизму, есть священное чудесное озеро с плавающими цветами линхоа или падмарака, на коих и созерцают бодисатвы высшую боди (мудрость). Но ведь этого никто из вас не видал, да и в книгах ваших не указывается места Сукавади во вселенной, следовательно, это мифическое учение или сказочное место. Святые же угодники св. православной Церкви живут в раю, т. е., прекрасном саду, где они наслаждаются в настоящее время душами своими, всегда видя лицо Божие, как источник всякого неизреченного блаженства; а после кончины вселенной и после страшного суда праведники и телами своими просветятся в царствии Божием, как солнце. А что царствие небесное существует, то об этом засвидетельствовали всему миру воскресшие из мертвых, каковы: праведный Лазарь, 7 Эфесских юношей, воскресших после 200 летнего пребывания в пещере, при Феодосии, имп. Византийском и т. п. Таким образом, святые угодники Божии суть истинные люди, находящиеся в царстве небесном; а бодисатвы мифические, лица.
Ламаист. Ну, пусть будет так; я не спорю, но праздники ваши и наши хуралы одно и то же. Ибо как у вас на празднике едят, пьют и веселятся, так и у нас проводят хуралы. Наш хурал "Цагане Сара" и ваша масленица — это брат и сестра.
Православный. Если кто из христиан и проводит праздники Божии, предаваясь объедению, пьянству и необузданному веселью, тот, по учению нашей Церкви, грешит. Праздники же установлены Православною Церковью или в память каких-либо событий из жизни Христа, Спасителя мира, или в честь и похвалу св. угодников Божиих; но не с целью объедения и пьянства и пр., а с тою целью, чтобы мы в праздники оставили свои житейские попечения и всею душею возлюбили Господа Иисуса Христа, прилежно молясь и упражняясь в благочестии по примеру св. угодников и Самого Господа Иисуса, как Единого Ходатая Бога и человеков. Следовательно, христианские праздники ничего не имеют общего с ламаистскими хуралами, установленными в честь ваших бурханов, как идолов. Об этом св. Апостол говорит так: "идоли ничто и идоложертвенное тоже ничто, но понеже жрущие идолам бесам жрут; то не можете приобщиться чаши Христовой, а чаши бесов".
Ламаист. Я этого и не знал и думал, что наши хуралы и ваши праздники одно и то же, зная, что на ваших праздниках и на наших хуралах бывает много пьяных и проч.
Православный. Нужно каждую веру различать не по людям, а по учению ее. Все люди, как люди, часто согрешают, а учение веры бывает неизменно. Точно также и ваши мацаки, а наши посты ничего не имеют общего между собою. В то время как у вас мацаки бывают однодневные, у нас, кроме постов однодневных, есть еще посты многодневные, а именно: Великий пост бывает 7 недель, включая сюда страстную седмицу, Петров пост бывает несколько недель, Успенский пост продолжается две недели или 14 дней, Филиппов или Рождественский пост бывает с 15 ноября по 24 декабря включительно. Великий пост установлен в память того обстоятельства, что Иисус Христос после Своего крещения постился и молился в пустыне 40 дней; а страстная седмица установлена в память спасительных страданий Его за грехи всего рода человеческого. Петров пост напоминает нам пост св. Апостолов, которые пред выступлением на проповедь постились и молились. Успенский пост установлен в подражание Божией Матери, которая пред своею смертью особенно усиленно постилась и молилась. Филиппов пост напоминает нам пост св. отцев и учителей Церкви Христовой, когда они на вселенских соборах проводили время в посте и молитве. Однодневные посты тоже что-либо напоминают, так, напр., пост в среду напоминает предательство Иисуса Христа Иудою, пост в пятницу крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, пост 29 авг. мученическую кончину Иоанна Предтечи Господня, полупост на масленице — грехопадение наших прародителей Адама и Евы.
Ламаист. Постой, значит, вы произошли от Адама и Евы, ваших прародителей.
Православный. Не только мы произошли от Адама и Евы, но и — весь род человеческий, следовательно, и вы.
Ламаист. Неужели это правда?
Православный. Не только, правда, но непреложная истина.
Ламаист. Как же это было?
Православный. Бог, сотворивший видимый мир в 6 дней, — в шестой же день сотворил и человека по образу Своему и по подобию. Для сего Бог сотворил сначала мужчину — Адама, а потом женщину — Еву. Бог сотворил Адама следующим образом: "Бог во св. Троице сказал: сотворим человека, по образу Нашему и по подобию, да обладает рыбами морскими, птицами, скотами и всею землею". Тело человека Бог сотворил из земли, а душу вдунул ему, — и стал человек. Это был Адам. Еву же Бог сотворил из ребра Адама, чтобы люди друг друга любили. Для сего Бог навел на Адама великий сон и во время сна его взял у него одно ребро и сотворил ему жену, Еву. Сначала Адам и Ева жили в раю, питаясь всеми райскими плодами, кроме плодов дерева познания добра и зла, так как Бог им сказал: "от всех плодов райских ешьте; от плодов же древа познания добра и зла не ешьте; а если вкусите, то умрете". Но люди не соблюли и этой единой заповеди и согрешили. Согрешили и не принесли полного покаяния. За это их Бог изгнал из рая сладости, осудил на болезни и смерть, и проклял даже землю за грехи их. Вот теперь люди и стали жить на земле, добывая себе пищу в поте лица своего, испытывая разные болезни и, в конце концов, умирают. Так как люди после грехопадения сделались болезненными и смертными, и стали рождать детей в грехах, то и родившееся и рождающееся от них потомство бывает наклонно более к греху, чем к добру. Ибо как от зараженного потока течет зараженная вода, так и от греховных родителей стали рождаться греховные дети, которые сами стали грешить, увеличивая, таким образом, падение и греховность рода человеческого. И если бы нё сошел с небес Сын Божий, "Который, будучи сиянием славы Божией, зрак раба принял и образом обретеся, яко человек, смирил Себе, послушлив быв, даже до смерти, смерти же крестныя", — и таким образом если бы Он не принес Себя на древе крестном, как жертву чистую и непорочную, в удовлетворение Правосудию Божию, то люди в конец погибли бы и между ними не было бы праведников для райского блаженства.
Ламаист. Значит, ваш Спаситель, и наш Будда Шакья-муни имеют много сходного.
Православный. Но больше существенно различного, а именно: ваш Будда Шакья-муни был царский сын, простой человек, а Иисус Христос не простой человек, а Богочеловек; Будда Шакья-муни не творил вселенной и не промышляет о ней, а Иисус Христос, как Сын Божий, участвовал в творении вселенной; Будда Шакья-муни до сего искал истины, переходя от одного учителя к другому, от одной школы к другой, а Иисус Христос с юношества вещал людям глаголы жизни вечной; Будда Шакья-муни умер, как простой смертный; Иисус Христос умер, как Сын Божий, так что, когда Он испустил Дух на кресте, то солнце померкло, земля поколебалась, камни распались, и многие мертвецы воскресли и явились многим в Иерусалиме, чтобы подтвердить время наступления благодатного царства Христова; Будда Шакья-муни умер и не воскрес из мертвых; Иисус же Христос не только воскрес из мертвых, но и вознесся на небо и сел одесную Отца, т. е., удостоился Божеской чести и славы и по человечеству Своему.
Ламаист. Если так, то откуда же явилось много религий?
Православный. Так как 1-й сын Адама и Евы, Каин, убил своего брата Авеля, бросил своих родителей и поселился в земле Нод со своею женою, то он забыл истинного Бога, забыли своего Творца и потомки его.
Ламаист. Откуда же Каин взял себе жену?
Православный. Он женат был на своей сестре.
Ламаист. Почему же теперь люди не женятся на своих сестрах?
Православный. Потому что теперь так много людей, что можно каждому жениться на чужих, не говоря уже о родственницах.
Ламаист. Но ведь, как у вас в церквах или храмах молятся Богу, так и у нас в хуралах тоже молятся бурхану, следовательно, ваш храм и наш хурал или сумэ одно и то же?
Православный. Не говоря уже о том, что по своему внешнему виду и внутреннему устройству христианский храм существенно разнится от ламаистского хурала, христианский храм есть место молитвы истинному Богу, Творцу вселенной, а ламаистский хурал есть место поклонения твари или ложному богу, о чем Ап. Павел пишет: «изменили люди славу нетленного Бога в подобие тленного человека, гад, птиц и четвероногих». Таким образом, в христианских храмах прославляется единый истинный Бог, Отец всех людей; а в ламаистских хуралах служат бесам; ибо служащие идолам бесам жрут.
Ламаист.Ужели и наша молитва: "ом-мани-падме-хом" не похожа на вашу молитву "Господи помилуй"?
Православный. Не только не похожа, но даже диаметрально противоположна. В самом деле, "ом-мани-падме-хом" есть собственно не молитва, а какое то таинственное изречение, истинного смысла которого даже ваши учители и жрецы не знают. Одни из ваших ученых говорят, что здесь заключается исповедание трех драгоценностей: будды, санги и учения, и переводят: «поклоняюсь будде, санге (обществу) и учению»; другие говорят, что здесь проповедано о трех великих буддах: Манжушири, Мутгельвапи и Ариабало и переводят: "золотая троичность на лотосе", думая, что будто бы на священном лотосе в первый раз воссели эти три будды, когда они избавили род человеческий от смертоносного напитка, составленного злым духом Архолою. И ламаисты веруют, что кто эту каббалистическую формулу прочитает в жизни 100.000.000.000 раз, тот спасется, т. е., погрузится в нирвану или же поселится в блаженном царстве Сукавади.
Христианская же молитва "Господи помилуй" — есть действительная молитва, в которой христиане молятся своему Господу, как Творцу, Промыслителю и Спасителю, чтобы Он помиловал их по Своей неизреченной милости и благодати. Вот поэтому эта молитва всякий раз поется, или читается на богослужении, когда они просят у Бога чего-либо, как-то: мира душевного, вышнего мира, мира всего мира, благосостояния св. церквей и т. п. Какое же тут сходство, кроме шестисложности слов? И при том у нас есть еще молитвы по важнее, такова, напр., молитва Господня: "Отче наш...", которой научил Сам Господь наш Иисус Христос Своих учеников, а они и всех верующих во Христа чрез св. Предание и св. Писание?
Ламаист. Это что такое св. Предание и св. Писание?
Православный. Св. Предание есть устная проповедь св. Апостолов, записанная не ими лично, а их учениками, мужами апостольскими; священное же Писание есть учение Господа нашего Иисуса Христа, св. Апостолов и св. пророков, записанное Апостолами и пророками по внушению от Св. Духа.
Ламаист. Значит, ваш Иисус Христос Сам ничего не писал, как и наш Шакья-муни?
Православный. Писал, но весьма мало, так, напр., Он написал епистолию Авгарю, князю Едесскому; больше же он учил, исцеляя всяк недуг и всякую болезнь в людях и проповедуя царство Божие по городам и селениям Иудеи и Палестины.
Ламаист. По всей вероятности, наш "бу" и ваш крест тоже разнятся между собою?
Православный. Несомненно, разнятся. "Бу" это талисман, который вы, хотя носите на шее, но не знаете, что в нем содержится. Ибо всякое «бу» представляет собой кожаную сумочку, в которой бывает что-то, зашито ламаистскими гелюнгами, но что именно — вы не видели и не знаете, п. ч. вам запрещено строго на строго расстегивать "бу" и рассматривать содержимое. Вот я много видел ваших "бу", много из них расшил; в большинстве расшитых "бу" нашел несписанные листочки бумаги. Следовательно, вы попусту их носите. На кресте христианском видно распятие Иисуса Христа, Который на кресте разодрал рукописание и победил диавола. Вот дьявол и боится крестного знамения и креста, как победного знамения над собою. Это давно заметили христиане и исстари стали не только ограждать себя крестным знамением, но и носить крест на груди для ограждения себя от диавола и от всех разженных стрел его, искушений, которыми он вовлек в грех наших прародителей и лишил их райского блаженства.
Кто хочет получить блаженство после своей смерти, должен облечься в небесного человека (Христа). 0 сем пишется в св. Писании таким образом: "яко же облекохомся во образ перстнаго (Адама), да и облечемся во образ небеснаго (Христа)".
Ламаист. Что же для этого нужно сделать?
Православный. Нужно креститься и жить по-христиански.
Ламаист. Разве без крещения нельзя спастись?
Православный. Никогда нельзя, потому что Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «аще кто не родится водою и духом, не может войти в царство небесное». «Ибо рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух».
Ламаист. Значит, когда вы креститесь, то рождаетесь не только от воды, но и от Духа?
Православный. Да, именно так. Ибо, в тот самый момент, когда человек крещаемый погружается в воду с произношением известных слов, в это самое время он невидимо, духовно, но действительно рождается от Духа Святаго, совлекаясь ветхого человека и облекаясь в нового, так что каждый новокрещенный человек из купели крещения выходит чистым и невинным, получая прощение своих грехов.
Ламаист. Я слышал, что у вас могут крестить и бабки—повитухи?
Православный. Могут и должны, но только в смертных случаях, т. е., тогда, когда младенец новорожденный умирает, а священника по близости нет. Но если таковой новокрещенный младенец оживет и останется живым, то священник бабкинское крещение должен дополнить и совершить еще таинство миропомазания.
Ламаист. Это зачем же?
Православный. Чтобы человек мог жить по-христиански. Ибо в таинстве миропомазания человеку подаются дары Св. Духа чрез помазание св. миром различных членов человеческого тела. Эти дары Св. Духа укрепляют его духовныя силы и дают ему силы быть истинным христианином. Об этом св. Иоанн Богослов пишет: "Вы помазание имате от Святаго и весте вся и не требуете, да кто учит вы, но то само помазание учит вы всему, и истинно есть и несть ложно".
Ламаист. Это хорошо!
Православный. Вот поэтому все хорошие и просвещенные люди содержат христианскую веру, а ламаизм исповедуют люди дикие и полудикие. Мало того, кто и из диких, или полудиких людей примет христианство, тот делается лучше и совершеннее. Вот, напр., русские славяне: пока они были язычниками, т. е., подобно вам поклонялись многим богам, идолам, они и жили подобно вам кочевниками; но, как только русские славяне при св. Владимире, князе своем, приняли христианство, они стали лучше и сильнее. Поэтому скоро победили всех своих врагов, при помощи Божией, и теперь из себя представляют славную обширную Российскую империю, равной которой нет ни одной державы во всем свете.
Ламаист. Слышал кое-что и я; но только как-то сразу свою веру трудно покидать.
Православный. Сразу ничего не нужно делать; но, во всяком случае, для тебя христианство уже известная религия; поэтому ты можешь принять христианство. Тебе остается только выучить христианские молитвы.
Ламаист. А где ваши молитвы можно найти?
Православный. Вот тебе молитвенник; здесь не только молитвы написаны, но и объяснены.
Ламаист. Спасибо, благодарю за беседу, а то я уже долго заговорился.
Православный. Добрый путь, до свидания!