ПОИСК ПО АВТОРУ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПОИСК ПО НАЗВАНИЮ: А Б В Г Д Е З Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я || ГЛАВНАЯ

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Глава VIII.
КАЛМЫЦКИЕ ХУРАЛЫ.


Кумирни, в которых калмыки Большедербетовскаго улуса молятся своим бурханам (богам), имеют различныя названия: «сюме, бурхани-орго, хурул». "Сюме" есть неподвижное капище, выстроенное или из камня, или из дерева, или же из глины (самапу), и назначенное для общественнаго бурханослужения. Бурхани-орго состоит из двух слов: бурхано-бог и 6рго-дворец, ставка. Поэтому бурхани-орго есть дворец для бурханов и служит общим названием не только для всех капищ, но и для тех шкафчиков или футляров, где хранятся литые бурханы. Хурал — это общее название всех калмыцких кумирен, в которых совершаются хуралы, т. е., молитвословия или службы в честь тех или других бурханов; по преимуществу же хурулами называются такия кумирни, в которых, обыкновенно, совершается праздничное или соборное служение. Самое же слово «хурул» происходит от глагола «хураху» — собираться или от существительнаго «хурал» — собрание. Однозначное с ним слово «цулган» или «сулган» означает собрание мирян и употребляется в том же смысле, как наше слово «мир». Согласно первоначальному смыслу, слово «хурал» употребляется для обозначения: 1) собрания жречества вообще, 2) места их постояннаго жительства, 3) собрания для отправления идолослужения, 4) самаго идолослужения и 5) места, где совершается идолослужение. Второму значению слова «хурал» соответствует слово "кюря" — ограда, обозначающее место жительства жрецов, вроде русского монастыря. Таким образом, по буквальному переводу, хурал есть молитвенное здание, назначенное для праздничного или торжественного служения, на которое собираются калмыки в большом количестве. Русское правительство с издавна приурочило сие имя (хурал) к тем кумирням, которые признаются им за штатные и пользуются некоторыми правами и привилегиями90. Хотя калмыки в официальных бумагах и называют иногда такие кумирни "сюме91, но в обыкновенной жизни и они привыкли именовать их хуралами. Штатных хуралов в настоящее время считается пять: Лапинский92, Чоносский93, Байшантинский94, Оргокинский95 и Кюрдетя96. "Бурха-дыйн-орго" или "бурхани-орго (орге)" называются сверхштатные или заштатные хуралы, которых до 1883 года было четыре: 1) Абганер-Гаханкин при 4 гелюнгах, 2 гецюлях и 5 манжиках, 2) Багабурул-Шараповский при 5 гелюнгах, 4 гецюлях и 2 манжиках, 3) Хаджинкинов при 2 гелюнгах, 1 гецюле и 2 манжиках и 4) Икитуктунов при 2 гелюнгах, 1 гецюле и 2 манжиках. В означенном году приказано было "их уничтожить, а духовенство перевести в большие хуралы, с разрешением последнему совершать требы в своих родах и тотчас же возвращаться назад"97. Хотя главным бакшой98и дана была подписка от 28 февраля 1883 г. за № 5-м о закрытии их99, но они существуют и по настоящее время и по своему внешнему виду почти ничем не отличаются от штатных хуралов. Мало того, в том же году бакша ходатайствовал о постройке двух молитвенных домов (сюме) на урочищах: Кюрдетя и Джилингзуна — 1-й в 2000 рублей, а 2-й в 4200 рублей, на что и получил разрешение от губернатора от 28 февраля 1885 года за № 436; так что в настоящее время заштатных хуралов имеется целых шесть. Эта уступка так сильно подействовала на калмыков, что общества Бюдермисова и Кюбетова родов составили приговор от 24 марта 1884 года "о разрешении взамен дома, в котором помещается 5-й малый хурал, за ветхостью сего помещения, устроить иждивением духовенства новый хурал, по образцу хурала, находящегося в урочище Джалджа, наименовав этот хурал "сюме"100. Получив разрешение, они не уничтожили старой кумирни, а рядом с ней построили новую. Поэтому теперь там стоит два хурала одинаковой архитектуры. Оба эти хурала числятся под одним названием: "Оргокинского сюме". Наименование: "бурхани орге" калмыками присвоено и тем кибиткам, которые имеются при хуралах для совершения ежедневных или будничных хуралов, известных под именем: "джиса" — очередное служение. Они бывают или войлочные, или деревянные, но по своему внешнему виду походят больше на житейские кибитки, чем на хуралы, хотя и бывают больших размеров. Таких кумирен много: при каждом хурале их бывает не менее двух. Они весьма удобны для перевозки и так же скоро ставятся, как и обычные кибитки. Таким образом, теперь у калмыков есть хуралы: штатные (сюме) и заштатные (бурхани-орге). Первые признаются русским начальством за кумирни, а вторые—за молитвенные дома; при первых положены штаты хураваков (жрецов), а при вторых их нет. Хуравакам штатных хуралов отведена земля еще в1867 году101, а именно: на 113 хураваков при 5 хуралах отрезано 3390 десятин, т. е., по 30 десятин на каждого; при заштатных хуралах не полагается земли. Сверх того, хураваки штатных хуралов больше получают приношений, чем хураваки заштатных; вследствие чего хуралы штатные отличаются большим богатством и убранством, чем хуралы заштатные. Заштатные хуралы часто не имеют всех хуральных принадлежностей, а поэтому в свои праздники за музыкальными инструментами, книгами и пр. обращаются в соседний штатный хурал. Штатные хуралы, в свою очередь, разделяются на большие и малые. Большими хуралами считаются Байшантинский и Чоносский, а остальные(3)—за малые. За основу такого подразделения считаются штаты, утвержденные в 1861 году и снова подтвержденные в 1879 году, когда калмыцкое жречество было возведено "в новые духовные звания ламаистского исповедания", по представлению ламы калмыцкого народа102. При больших хуралах полагается по 32 хуравака, а при малых — по 16 человек, итого — 113103.

Внешний вид хуралов.

Внешний вид калмыцких хуралов — больших и малых — довольно однообразен. Все они, кроме Чоносскаго, обнесены каменной оградой, по-калмытски "кюря", из известкового плитняка, в высоту не более сажени и в толщину около 1/2 аршина. Хуральные ограды по форме — шестигранные. С южной стороны они имеют по трое ворот, а с северной—по одной калитке. Южные ворота расположены так: в центре большие ворота, а по бокам малые; центральные ворота находятся прямо против входа в хурал, а боковые по бокам центральных или главных ворот. Главные ворота называются "богдойн-зам" (святой—святительский—путь) или "богдойн-халга" (святые ворота). Они сделаны из железной решетки в виде створчатых дверей, которые утверждаются на каменных столбах, соединенных вверху треугольной аркой. Во время праздников к сим столбам прикрепляются два деревянных шеста, называемых "такилийн модон" (жертвенное дерево); на одном из них утверждается сосуд с куреньями, а на другом — фонарь с лампадой. В обычное время на указанных столбах развиваются так называемые "кей (кий) морин" (воздушный конь), т. е., флаги на древке с изображением мифического коня "Аджилийн-морин", который, по рассказам Большедербетовских ламаистов, перевозит души праведников из орчиланга (вселенной) в блаженное царство Сукавади (в буддийский рай) или неизреченную Нирвану. Боковые ворота, а также и северные, представляют из себя простую калитку об одной двери и тоже сделанной из железной решетки. Боковые двери называются "заха зам" (крайний путь) или "бога зам" (малый путь), а северные — "шамбалийн зам", т. е., путь, ведущий в шамбалийн орон или современное местопребывание Шакьямуни, основателя буддизма. По углам хуральной ограды ставятся «дарцоки» или флаги на древках с начертанием различных изречений и таинственных знаков. По мнению одних, дарцоки отгоняют злых духов; а, по мнению других, они служат небесной дорогой для добрых духов, что бы им сойти с неба на землю. Внутри хуральной ограды помещается хурал и бурхани-орго104 а иногда "субурган" (памятник), представляющий их мифическую гору "Сумеру" или "Сумберу". Это пирамида, состоящая из 30 уступов; верхний уступ оканчивается изображением солнца, лежащего в месяце рогообразной или серпообразной формы. Сей субурган, сделан из жести на деревянном остове и покрыт белой краской, Сам же хурал, по ламаистской канонике, стоит лицом на север, а выходом на юг. Архитектура калмыцких хуралов чисто тибетская, т. е., они строятся в виде четырехугольников, более или менее правильных. Все хуралы деревянные, кроме Байшантинскаго; последний — каменный. Окна в хуралах имеются только в восточной и западной стенах; в северной же никогда не дозволяется их строить, потому что эта стена внутри хурала, обыкновенно, устанавливается шутенами или изображениями калмыцких божеств и других предметов. Кровля хурала увенчивается замысловатою фигуркою "ганжир". Ганжир делается из дерева; по форме он представляет объемистую вазу с плоским верхом, который служит основанием субургану в виде горы «Сумеру». При освящении хурала ганжир переполняется печатными и рукописными молитвами "мани"105. Сумера оканчивается серповидным месяцем, из которого выделяется или на котором лежит солнце в виде огненного шара. Ганжур ставится в ознаменование того, что, по толкованию ламаистов, ламаистская вера столько же благотворна и блестяща, как солнце и луна, и так же чиста, как сии светила. От рогов полумесяца к основанию ганжира идут цепи с колокольчиками, которые при малейшем дуновении ветра колеблются и звонят. По объяснению главного бакши, цепи эти символически изображают две дороги, ведущие в райские обители: в блаженное царство Сукавади и в неизреченную Нирвану. Звон колокольчиков напоминает переезд одушевленных существ из царства сей сансары в два ламаистские рая на мифическом коне "Аджилийн-морик", который, по представлению калмыков—ламаистов, весь обвешан колокольчиками и поэтому производит звон, подобный данному. Колокольчики, обыкновенно, привешиваются на ночь и в дни великих праздников. В остальном крыша хуралов не представляет ничего особенного: у некоторых она деревянная, а у других железная; но она непременно бывает выкрашена масляной краской: в Оргокинском хурале — красного цвета, а в остальных — зеленого. Над входом в хурал имеется восьмирадиусное колесо "кюрде" с двумя газелями (ланями), которые смотрят на колесо, поджавши задние ноги под себя и опираясь на передние. Это напоминает ламаистам о тот блаженном времени, когда Шакьямуни лишь только стал вращать тысячерадиусное колесо и стал учить, как выбежали из леса две лани и стали слушать возвышенное учение. Они так увлеклись новым учением, что забыли о своих естественных потребностях. Учители ламаизма отсюда выводят то заключение, что нужно относиться к ламаизму с благоговением. Сие колесо Шакьямуни поднес в дар Эсруа-тенгри. Самый же вход в хурал представляет обычное крыльцо с треугольной крышей на деревянных столбах. Лестница крыльца бывает о 5—8 ступенях. Все деревянные хуралы обшиты тесом и выкрашены краской в азиатском или восточном вкусе. При хуралах нет ничего подобного нашим колокольням; поэтому калмыки созываются к хуралу посредством или боя в кенгере (особый барабан), или игры в какой-либо из духовых инструментов. В таком случае созывающий или играющий гецюль становится пред главными вратами — "богдойн-зам".

1-я часть хурала.

В хурал ведут двое дверей; те и другие одинаковой конструкции: створчатые, деревянные и без всяких украшений. Первые двери ведут в хуральные сени, а вторые — прямо в хуральную комнату. Сени бывают, не велики по объему и служат, так сказать, преддверием хурала. В них налево находится лестница, ведущая на чердак хурала; а направо—миниатюрная кладовая, которая отделяется от сеней дощатой перегородкой. В сенях или 1й части хурала нет других каких-либо украшений, кроме того, или другого шутена, который, обыкновенно, вешается над дверями, ведущими в хурал или, правильнее сказать, во 2ю часть хурала—хуральную комнату. Впрочем, в некоторых хуралах106 вместо шутена висит "сансарыйн-кюрде" (колесо вселенной). Это особого рода картина религиозно-нравственного содержания. На ней в лицах изображена вся мудрость ламаизма. Сия картина состоит из 4 концентрических кругов: в 1-м круге, самом большом, помещаются 12 нидан или причин происхождения орчиланга, т. е., мира мучений; в следующем — 2-м круге — шесть царств, на которые ламаизмом разделяются все живые существа; в 3-м круге изображен человек в двух состояниях: в греховном и добродетельном, и, наконец, в 4-м, самом меньшем, олицетворены три смертных греха: пристрастие или сладострастие, гнев или отвержение, невежество или нечистота. Пристрастие представляется под образом курицы, которая на рисунке находится вверху центрального круга; невежество изображено под видом свиньи, которая помещена на картинке под курицей; а гнев (отвержение) изображает змея, которая находится влево от курицы и свиньи.

Греховное состояние человека изображается в 3м круге под видом трех изможденных и согбенных старцев, влекомых одной веревкой прямо в ад; сии старцы находятся на левом полушарии данного круга. Добродетельное состояние изображают три цветущих мужа, которые шествуют вверх, так сказать, в самое небо, имея в руках различные жертвы: бумбу, колокольчики и пр. Они помещаются в правой стороне данного круга. 6 царств, которые нарисованы во 2-м круге, суть следующие: 1) царство тенгриев, 2) царство ассуриев, 3) царство людей, 4) царство биритов, 5) царство скотов, 6) царство адских жителей. Тенгрии почитаются калмыками за добрых духов, во главе которых стоит Хормуста, царь тенгриев. Пребывание или жительство свое одни из них, (тенгриев) имеют на горе Сумеру, другие на солнце и прочих светилах, третьи в воздухе и даже на земле. Духи сии хотя и не облечены плотью, однородною с нашим телом, но и не чистейшие духи. Они имеют тело, хотя и светоноснее нашего, могут принимать различные образы, нуждаются в пище и питии, ведут брачную жизнь и таким образом мало, чем отличаются от людей. Пищею и питием для них служит божественный аршан или рашиян (буддийский нектар). Тенгрии постоянно ведут войну с ассуриями, отчего, по верованию калмыков, происходят бури, вихри, ураганы и т. п. Ассурии, по воззрению ламаистов, суть злые духи и виновники всех несчастий на земле. Они не дают покоя и тенгриям, стараясь похитить божественный нектар и завладеть их царством. Вследствие чего тенгрии должны вести с ассуриями постоянную войну. В сражении иногда принимает участие сам Хормуста. Хотя победа всегда остается на стороне тенгриев, но это нисколько не останавливает ассуриев от враждебных предприятий против тенгриев. Ассурии, по представлению калмыков, живут в воздухе и на земле, вроде наших русалок, леших, домовых и т. п. Бириты — это такие чудовища, которых не могла изобрести ни одна языческая религия. Голова у них чрезмерно велика, как пивной котел, говорят калмыки; шея и горло с игольное ушко или как соломинка; чрево будет с гору; ноги тоньше собачьих; ростом они бывают в 12 миль107. Имея огромное чрево, они постоянно испытывают сильный голод; но никогда не могут насытиться, потому что самое горло их не позволяет проглотить даже крошку хлеба. Если же некоторые из них имеют и более широкое горло, то у таких биритов из чрева пышет огонь, который пожирает все, прежде чем бирит успеет удовлетворить голод хоть сколько-нибудь. Есть среди биритов и такие, которые по своему телосложению могли бы питаться пищей; но по злой судьбе все съедобное моментально обращается в гной и тому подобную мерзость, как только попадает в руки биритов. Чувство отвращения подобного рода биритов побуждает отказаться от пищи. Все бириты, томимые голодом, бегают в своем царстве, постоянно падают вследствие непропорциональности частей тела и, таким образом, испытывают жесточайшие мучения.

Люди живут, по понятию ламаистов, на 4 главных тибах и 8 малых. Великие тибы:108 1) Замбу, 2)Улемджи бейету, 3) Укерту, 4) Мудуту. На тибе Замбу, находящемся на юге от горы Сумеру, живет род человеческий, т. е., сей тиб есть наша земля. Он так называется потому, что на нем растет дерево Замбу-барки, плоды которого, если упадут в воду, издают звук "замбу". Плодами дерева Замбу-барки питается царь драконов Ногон-раджа; упавшие плоды превращаются в золотой песок. Улемджи бейету (превосходное тело или, правильнее сказать, имеющий большое тело) есть тиб или материк, который находится к востоку от Сумеру. Он так называется потому, что тело людей сего тиба сравнительно с телом человека Замбутиба красивее и на 1 локоть больше. Укертутиб (тиб, имеющий коров) находится на западной стороне от горы Сумеру. Он так называется потому, что люди сего тиба наслаждаются обладанием коров. Мудутутиб (тиб, имеющий зловещий голос) находится на севере от той же мифической горы. Он так называется потому, что там растет дерево Галбаравас (Колбарис), которое извещает каждого человека об его смерти за семь суток, говоря: "ты умрешь"109.

Каждый из этих тибов окружают два малых тиба, на которых живут люди соответствующего ранга. Люди сначала питались соком «шине», потом плодами дерева Салу, затем земляным маслом и, наконец, стали есть семена растений и мясо животных. Изменение в пище изменило и жизнь человеческую. Люди сначала жили 80,000 лет, обладали красивым и здоровым телом, были весьма мудры и отличались многими другими совершенствами. Теперь же мы видим, что люди не доживают и 100 лет, рост их убавляется и пр. Пред концом мира люди будут жить не больше 10 лет, а рост их будет не более заячьего, — т. е., зайца; шестимесячный мальчик будет способен жениться, а 6-ти месячная девочка будет способна собирать кизяк и вести хозяйство.

Царство скотов или животных составляют животные: рыбы, птицы, пресмыкающиеся, звери и насекомые. Царство животных рассеяно по всем тибам, но больше их на тибе Укерту или Укяр-едлекчи (наслаждающийся коровами). Животные, известно, находятся в подчинении у человека, а поэтому часто испытывают те или другие мучения и побои.

Царство адских жителей есть мучилище для грешников. Всех отделений ада 19, а именно: девять горячих и десять холодных. В горячих отделениях грешники испытывают разнообразные муки от огня, а в холодных—от мороза различной степени. В описании 19 видов мучений буддийская фантазия дошла до последней степени напряжения. Здесь есть, напр., две горы, которые сходятся, чтобы дать возможность грешникам снова жить для новых мучений; есть волшебные деревья, которые с виду кажутся увешанными вкусными плодами, а в действительности переполнены воронами с железными клювами и мечами для того, чтобы мучить грешников, подходящих под тень сих деревьев и т. п.

Описанные шесть царств изображены на сансарыйн-кюрде во 2-м круге таким образом: вверху находится тенгрийское царство; вправо, вниз от царства тенгриев, — ассурийское царство; влево — биритское царство, которое занимает всю левую половину данного круга; ниже ассуриев—скотское царство; а на самом низу, так сказать, визави с царством тенгриев помещается царство адских жителей. Царство тенгриев представляет башню цилиндрической формы с конической крышей и одноэтажный дом в азиатском вкусе; самые же тенгрии на границе и даже за границей своего царства ведут войну с ассуриями. Они изображены с мечами и луками. Царство ассуриев переполнено воинами, вооруженными пиками и спешащими на брань с тенгриями, некоторые воины падают, как пронзенные стрелами тенгриев. Царство животных представляет сборище всякого рода животных, зверей, птиц, рыб и насекомых. Царство людей, которое находится между царством животных и царством адских обитателей, представляет группу людей различного возраста и положения. Ад состоит из 19 отделений; каждое отделение переполнено грешниками в момент их мучений, но они так неотчетливо нарисованы, что нет никакой возможности описать их. С первого раза царство адских жителей представляет черную полосу, занимающую шестую часть данного круга. Бириты нарисованы в виде чудовищ или человекообразных уродов. Одни из них бегут, другие падают, третьи собираются пожрать пищу и т. п.

12 нидан, служащих причинами бытия арчиланга — мира мучений, таковы: 1) Джарамарата (старость и смерть), 2) Джати (рождение), 3) Бава (состояние), 4) Упадана (привязанность), 5) Трищна (желание), 6) Ведана (чувствование), 7) Спарса (прикосновение), 8) Шадайятана (6 чувство), 9) Намарупа (имя и форма), 10) Виджана (сознание), 11) Санскара (деятельность), 12) Авидья (невежество)110. На рассматриваемой нами картине эти 12 нидан изображены несколько иначе, а именно: 1) Покойника двое оплакивают (смерть), 2) Старец еле двигает ноги и подпирается костылем (старость), 3) Мужчина и женщина лежат на разных одрах в сильной болезни (болезнь), 4) Женщина рождает (рождение), 5) Из яйца выходит цыпленок (инстинкт), 6) Человек собирает плоды (влечение), 7) Мужчина с женщиной, в сладострастных объятиях (ощущение), 8) Два человека касаются друг друга (соприкосновение), 9) Человек протягивает руку к дереву с плодами (желание), 10) Пустой дом с открытыми окнами (воздействие), 11) Двое едут в лодке (имя и форма), 12) Человек лезет на дерево (невежество). Таким образом, по мнению ламаистов, основною причиною всякого мучения есть невежество, потому что невежество рождает бытие предметов, предметы действуют на нас чрез внешние чувства, действия вызывают похотливые желания, желания приводят к сближению мужчину с женщиной, сближение оканчивается совокуплением, совокупление производит плод, из плода зарождается человек, человек рождается чрез 9 месяцев, рождение сопровождается болезнями, болезни приводят к старости, а старость — к смерти; так объяснил гелюнг Батырь111. Сансарыйн-кюрде держит во рту мифическое существо — мангус, одного из многочисленного сонма злых духов.

Сени, составляя входную или, лучше сказать, проходную часть хурала, необходимы для того, чтобы хураваки могли здесь оставить свою обувь, так как они, по ламаистской канонике, в хурал должны входить босыми. Для той же отчасти цели служит и вышеупомянутая кладовая. Впрочем, последняя иногда служит жилищем для бесприютного гелюнга, который отличается добродетельною жизнью или же имеет наклонность к созерцанию.

Внутреннее устройство хурала или 2-я его часть.

2я часть хурала представляет из себя одну сплошную комнату, потолок которой опирается на четыре колонны или деревянных столба. Столбы без украшений. Если основания столбов соединить прямыми линиями, то получится правильный квадрат. Столбы, поддерживая потолок, в то же время служат фундаментом ганжира, уже известного нам, так как он начинается с потолка в виде колодезного сруба и выходит из крыши наподобие мифической горы Сумеру. Между столбами с потолка спускается так называемый "чимек" (украшение). Это круглая подушка около аршина в диаметре; от краев ее почти до самого полу спускаются ленты: бадан, джалцан и соном. Бадан—это длинные и широкие ленты, сшитые из 5 цветов: синего, белого, желтого, красного и зеленого; джалцан—продолговатые цилиндры из 3 цветов: красного, желтого и синего; соном—длинные и узкие ленты с бахромой красного цвета по краям на всем протяжении. Так как чимек находится в центре хурала и против дверей, то он невольно бросается в глаза каждому переступившему хуральный порог; а так как ленты его простираются от потолка до пола, то они собою закрывают от взора вошедшего главную святыню каждого хурала, т. е., нишу с литыми шутенами (изображениями богов).

Ниша представляет полку, вделанную в северную стену хурала на высоте двух аршин от полу и покрытую ковром, который не только покрывает полку, но и спускается до полу. Ниша предназначается для литых шутенов и других ламаистских изображений в роде, например, горы Сумеру. Литые шутены стоят или на общем пьедестале, или каждый на особом. Сии пьедесталы суть не что иное, как простые ящики миниатюрной формы, на боках которых виднеются резные или рисованные изображения львов в сидячем положении, так что верхняя доска пьедестала кажется лежащею на их головах. Вследствие этого и самые пьедесталы называются «арсаланг-ширя» (львиный престол). Шутены, стоящие на арсаланг-ширя, завертываются в лоскутки шелковой материи желтого или красного цвета; поэтому, чтобы разглядеть изображаемых ими бурханов, приходится просить развернуть их, потому что сии покрывала или пеленки закрывают всего бурхана, кроме лица. Кроме того, для каждого бурхана имеется свой футляр, в который он ставится во время перевозки или по другой какой-либо причине. Ценные шутены, напр., серебряные, и в обычное время покрываются стеклянными колпаками. Впрочем, стеклянные колпаки я видел в одном только Лапинском хурале. Литые шутены бывают различной величины: от 1 вершка и доходят до 1 аршина. Наряду с литыми шутенами встречаются лепные и кованные. Пред шутенами развешиваются: 1) ходаки или платки большие и малые с изображением бурханов и без оных; 2) шукюр или зонтики из желтой материи с короткою ручкой; 3) чима-пурма или детские мячики, сшитые из одиннадцати разноцветных катышков, переполненных душистыми травами; 4) ден-лу или фонарики разнообразной формы и различного материала. Все сии украшения, кроме шукюра, привешиваются к потолку или на отдельных веревочках (цепочках) или на общей жердочке; иногда же они прикрепляются к основанию шутенов. Шукюры, обыкновенно, ставятся на пол около ниши. Пред нишей стоит столик с жертвенными чашечками, которые расставляются на столе в несколько рядов, по 6 или 8 чашек в ряд. Чашечки сделаны из белой жести и имеют форму широких рюмок или русских деревянных солонок. Чашечки наполнены или водой, или зернами, или кусочками хлеба, или кусочками кренделей, или раковиной, или кюджи112 (свечей), или молоком, или маслом и т. п. Стол с жертвенными чашечками называется "такилийн-ширя" (жертвенный стол). Он по своей форме и высоте больше походит на продолговатую табуретку, чем на стол. Обыкновенно, ставится один жертвенный столик, но бывает и большие: два и даже три. В таком случае остальные столики предназначаются для жертвенных подарков в честь бурханов. Сюда относятся разного рода игрушки113 и разные сласти, а также деньги. Подобные столики, хотя тоже называются такилийн-ширя, но уже ставятся вправо и влево от главного столика и ближе к ним. От такилийн-ширя вплоть до порога тянутся два продолговатых черных ковра, параллельно восточной и западной стен и у самых столбов. Это так называемые "дорбольджины" (четырехугольники или квадраты). Дорбольджин предназначается для седалищ хураваков: хураваки при служении сидят на них, поджавши ноги под себя. Седалища на западном дорбольджине считаются выше седалищ восточного дорбольджина; северные выше южных, потому что начинаются от такилийн-ширя. Дорбольджин в длину бывает различной величины, но в ширину с 1 аршин. Во всю длину его на нем нашита красная лента, называемая «то» (пядень, четверть, ибо ширина ее 1 четверть). «То» имеет историческое значение: она напоминает ламаистам о том обычае, по которому ученики Шакьямуни через 6 лет переменяли свои коврики, вырезывали из них по одной пядени и нашивали их на новые. Они так поступали по примеру своего учителя. По местам на дорбольджине виднеются квадратные коврики такого же материала и устройства, только они называются "олбоками". Олбоки указывают на почетные седалища для старших гелюнгов. Их бывает несколько: один, два, три и так до девяти. Чем старше гелюнг, тем он больше имеет под собой олбоков. В таком случае олбоки накладываются один на другой. Против олбоков ставятся низкие скамеечки продолговатой формы для того, чтобы почетные гелюнги могли на них класть хонхо с вачичиром, аршан, четчи и пр. Пред дорбольджинами почти против всех седалищ ставятся небольшие тазики для плевания хураваков. Равным образом, пред дорбольджинами, наряду с тазиками, стоят медные чайники с водой для того, чтобы хураваки могли выполаскивать рот после принятия пищи114. Для главного бакши, который живет в Лапинском хурале, седалище полагается не в ряду с прочими гелюнгами, а почти у ниши. Сие седалище представляет столик на очень низких ножках с каменною доскою из белого мрамора и именуется "арсаланг-ширя"115. На нем лежат три олбока; нижний олбок больше походит на подушку, чем на ковер. Бакша на нем сидит, обратившись лицом на юг; остальные же хураваки, сидящие на дорбольджинах, смотрят или на восток, или на запад, а именно: сидящие на западной дорбольджине смотрят на восток, сидящие на восточном дорбольджине лицом обращены, бывают к западу. Если хураваков соберется много, то расстилаются новые дорбольджины, параллельно прежним. На потолке у самых дверей прикрепляется четырехугольная подушка красного цвета, но без лент; она называется "даре" или "лабари" (балдахин). Впрочем, даре иногда находится несколько вправо от дверей, как, например, в Байшатинском хурале. Она бывает опушена или бахромой, или же позументом. У восточной и западной стен, а иногда у южной, ставятся обычные посудные шкафы или же комоды. Они необходимы для хранения хуральных книг, музыкальных инструментов и других принадлежностей, употребляемых в хуралах во время хуралов. По стенам хурала бывают развешаны рисованные на полотне и бумаге шутены и другие изображения ламаизма в роде, например, описанной уже нами сансарыйн-кюрде. Но ни один хурал не обходится без манийн-кюрде» (колесо мани). Так называется молитвенная машинка. Это есть цилиндр, набитый листами с таинственною шестисложною ламаистскою молитвою: "ом-ма-ни-пад-ме-хом". Сия молитва пишется на бумаге, на холсте, на металлических пластинках и даже на цилиндре. Цилиндр вращается на оси, которая оканчивается вверху солнцем, водруженным в серпообразный месяц. Ось приводится в движение посредством загиба и крючка, похожего на шатун машины, и веревки. Когда вращается ось, вращается и цилиндр, а содержимое его шумит. По верованию калмыков, если повернуть один раз манийн-кюрде, то это значит — прочитать молитву мани столько раз, сколько она написана на манийн-кюрде. На больших манийн-кюрде молитва бывает написана по 1000 раз, как, напр., в Лапинском хурале и Чоносском. Манийн-кюрде в обычное время стоит в хурале в северо-восточном или же в северо-западном углу хуральной комнаты; в дни праздников она выносится из хурала и ставится пред входом в хурал. Входящие в хурал, сделав ламаистское поклонение, некоторое время вертят манийн-кюрде, а затем уже входят в хурал. Молитва мани на цилиндре написана, бывает по-тибетски; внутри же цилиндра мани, пишется буквами или тибетскими, или монгольскими, или калмыцкими, а большею частью на всех языках вместе. Большие манийн-кюрде состоят из нескольких цилиндров: двух и трех. В каждом хурале манийн-кюрде имеется в нескольких экземплярах и различной величины. Малые манийн-кюрде ставятся на такилийн-ширя.

Шутены и другие изображения.

Главнейшим предметом чествования, как мы уже видели, являются шутены или изображения богов. Обычным названием для этих изображений служит название: «бурханы». Происхождение бурханов, как изображений богов, ламаисты относят к самому первоначальному времени существования своей религии, а употребление их считают заповедью Шакьямуни. Однажды, говорят они, Манджушири обратился к Будде с такою речью: "Всесовершеннейший! ныне предметом чествования для всех одушевленных существ являешься ты, действительно существующий и пребывающий среди нас Будда; как же поступать нам, когда ты сделаешься нирваною?» Будда Шакьямуни ответил: "теперь, друзья мои, чествуют меня самого, а в будущем времени, если будут чествовать благоговейно мои изображения, то это хотя и будет несколько разниться, однако добродетель будет в сущности одна и та же, и значение будет одно и то же, потому что такое деяние освящено Буддою. Младенчествующие умом и глупые не могут постигать этого". Ламаисты разделяют своих божеств на два отдела: а) амурлингуй бурханов (спокойных богов) и б) докшитов (свирепых). Амурлингуй бурханы подразделяются на дедуамугулангту бурхани шутен, т. е., на божества, о которых учил сам Шакьямуни или которые были его современниками, и на амугулангту бурхани шутен, т. е., на изображения богов, которые сделались буддами, хотя, по учению Шакьямуни, они жили и действовали после него. Докшиты также подразделяются, только на три категории: 1) на юдзюргехюй байдалтан, или в сладострастных формах, 2) на батурбайдаитан — в богатырских формах и 3) на говабусу байдалтан, или в ужасных формах. Смотря по тому, к какому разряду принадлежит бурхан, он уже и изображается известным, раз навсегда определенным, образом, и художник отнюдь не имеет права изменять утвержденный правилами образец и привносить в него что-либо от себя. Правила относительно изображения ламаистских божеств разъяснены во многих калмыцких книгах (сочинениях). Вот что пишется в "Деду амугуланг санвар": "форма лица блаженных будд подобна куриному яйцу, т. е., почти круглая, суживающаяся книзу; у докшитов она или совершенно круглая, или же четырехугольная. В телах их должно быть соблюдаемо следующее различие: у бурханов, принадлежащих к отделению высокоблаженных, тело равняется 10 ладоням, вышина головной повязки равняется 1 ладони, цветок линхоа или падма, составляющий подножие бурхана, равняется 3 пальцам, изображение солнца на подножии равняется 1 пальцу, попираемые бурханом существа должны быть величиною в 8 пальцев, все же подножие, вместе взятое, равняется 12 пальцам или 1 ладони, а в итоге от подножия до вершины уснира (пучка волос на макушке) бурхана должно быть 12 ладоней. Докшиты имеют в теле 8 четвертей, поднятые на голове их волосы равняются 1 четверти, равно и подножие равняется 1 четверти, так что все вместе должно равняться 10 четвертям». Амурлингуй бурханы по своим внешним формам отличаются от докшитов. В свою очередь, высокоблаженные бурханы отличаются от блаженных, равно как и каждая категория докшитов отличается одна от другой; но бурханы одной категории до того бывают, похожи друг на друга, что их различают ламаисты по надписям. Нагляднее всего это можно видеть на картине: «минган-бурхан» (тысяча будд). Здесь нарисованы все высокоблаженные боги, о которых учил Шакьямуни или которые жили во время его. На картине они разделены на пять категорий, по 200 бурханов в каждой. Все бурханы данной категории совершенно одинаковы, если же они отличаются, то только тем, что у одного руки сложены на коленях, другой одну руку держит на колене, а другою благословляет и т. п. Бурханы спокойные обеих категорий, хотя и люди, но люди совершеннейшей формы, обладающие 32 признаками и 34 приметами божественной красоты. Поэтому они изображаются с нежными чертами лица и овальными • формами тела; далее, как отрешившиеся от всех материальных влияний и достигшие полного покоя, они изображаются с потупленными вниз и полузакрытыми глазами, со спокойными и улыбающимися лицами; в руках, которых бывает несколько, они держат какие-либо принадлежности ламаистского идолослужения: книгу, вачир, колокольчик, чашку, цветок и пр. В частности, бурханы высокоблаженные изображаются в позе "очир-дзабилат", т. е., с поджатыми впереди себя ногами и переплетенными так, что вывороченная стопа каждой ноги лежит на коленной кости другой ноги. Волосы на головах их собраны в пучок в виде парика. Они имеют длинные уши, как особенный признак божественной красоты. Тело их обнажено до половины и по большей части не имеет никакой одежды, кроме оркимжи, надеваемого на левое плечо, а отсюда спускающегося вниз и плотно окутывающего нижнюю часть тела. Что касается второго отдела спокойных бурханов, так называемых "амугулангту бурханов" (блаженных богов), то нужно сказать, что они суть изображения различных лам. Они изображаются в одеждах той школы, к которой принадлежали при жизни. Тибетские ламы красного толка изображаются в красных одеждах, желтого толка — в желтых; а поэтому и отличить их не трудно, напр., Падму Самбову от Цзонхавы. Но коль скоро дело дойдет до бурханов одной и той же школы, то различить их бывает трудно, ибо все мелкие особенности, которыми одно лицо отличается от другого, весьма ничтожны; а поэтому и усвоение их затруднительно и даже почти невозможно. Шутены докшитов, как противоположность спокойных божеств, соединяют в себе все, что может представить безобразного и уродливого человеческая фантазия. Общим в изображении докшитов является поза пляшущего: ноги широко расставлены и несколько согнуты в коленных суставах, руки приподняты вверх, а голова закинута влево. В частности, сладострастные докшиты тело имеют обнаженное до полного неприличия. Вблизи их находятся изображения женских фигур в таком же неприличном виде. Вообще изображения докшитов в калмыцких хуралах неприличны и срамны вне всякого описания. Бурханы 2-й категории, докшиты богатырской формы изображаются имеющими исполинский рост, много рук, большие зубы наподобие клыков, здоровое тело, огромные глаза, напряженные мускулы и жилы, звериные когти вместо ногтей. В доказательство своей силы они всегда подпирают каких-либо диких зверей или мифических чудовищ, измышленных фантазиею ламаистов, как восточных, а поэтому пылких, людей. Докшиты в ужасных формах рисуются с лицами, полными гнева и ярости, в руках держат они орудия мучения и пытки, язык у них вытянут кверху и заворочен в трубку. Иногда они представляются едущими на мифических животных, а большие стоящими на круге солнца или месяца. Что за безобразие? — что за цинизм? — восклицает неламаист при рассмотрении шутенов. Но в глазах ламаиста все это кажется благообразным и приличным. Так общее для всех докшитов искаженное лицо символически указывает на их отвращение от предметов материального мира. Чудовищные формы тела докшитов знаменуют собою их страшную силу, которою они побеждают все препятствия мира. Нагота их свидетельствует о совершенном удалении их от искушений мира. Неприличные и срамные позы их истолковываются ламаистами в смысле удовлетворения всех пожеланий и достижения полного блаженства. Попирание различных чудовищ знаменует победу над врагами спасения. В каждой кумирне шутенов бывает весьма много. Они встречаются разной величины. Кроме изображения бурханов, можно встретить в калмыцких хуралах и другие изображения: исторические, религиозно-нравственные и др.

Из исторических изображений особенно замечательна картина "Бурхан бакшиин арбан хоюр зокаль" или 12 явлений из жизни Шакьямуни. Эти 12 явлений изображаются по большей части на общей картине, только каждое явление в особом квадрате. В Байшантинском хурале сии 12 явлений нарисованы на отдельных картинах. Эта картина обнимает всю жизнь Шакьямуни, начиная от его явления с неба и перерождения сначала в слона, а потом в принца Сиддарту от царицы Махамаи, до погружения в нирвану.

Принадлежности такилийн-ширя.

Такилийн-ширя, обыкновенно, покрывается салфеткою из сукна или шерстяной материи темного цвета. Поверх салфетки расставляются различные жертвы в три ряда. Ряды идут по прямой линии от востока на запад, параллельно северному и южному краям жертвенного стола. Центральный ряд составляют: мандал, бумба, манийн-кюрде и толи, а иногда еще габала. Мандал стоит посредине стола. Это металлическая тарелка с поддонником и на ней хрустальная небольшая пирамидка, изображающая гору Сумеру. Так как гора Сумеру, по представлению ламаистов, состоит из 4 драгоценностей (восточная ее сторона серебряная, южная лазуревая, западная — яхонтовая и северная — золотая), то и на блюде или тарелке против каждой стороны четырехгранной пирамидки лежит кусочек или серебра, или лазури, или яхонта, или золота; с другой стороны, так как гору Сумеру окружают 12 тибов (материков), между которыми находятся океаны, то и на тарелке тибы изображаются кучками зерен, а пустое пространство между кучками означает промежуточные океаны. Бумба есть продолговатый кувшин, сделанный из меди или жести, но без ручки и крышки. Кувшин наполняется аршаном (священною водою). Крышку заменяет пучок павлиньих перьев, которые корнем погружаются в аршан. Бумба ставится с восточной стороны мандала, а далее, к востоку от бумбы, в некоторых хуралах стоит габала или череп человеческий, оправленный по краям в серебро. При докшитском служении габала наполняется кровью жертвенных животных. На запад от мандала стоит манийн-кюрде, а потом толи (зеркало). Манийн-кюрде есть миниатюрная молитвенная машинка об одном цилиндре, а толи — обычное зеркальце и тоже небольших размеров. Толи стоит под острым углом в 20° на палочке. Передний ряд, идущий по южному краю такилийн-ширя, состоит из 8 жертвенных чашечек, известных под общим именем "найман-чокчи" (8 чашечек), а содержимое их — "деджи" (жертвенные начатки). 1-я и 2-я чашечки наполнены водой, 3я содержит зерна и поверх их цветок, 4я имеет зерна и в них воткнута кюджи (курительная палочка), в 5-й находится масло с фитилем для возжжения, в 6-й лежат кусочки кренделя, 7-я с кусочками сахару, 8-я наполнена аршаном (священной водой). По всей вероятности, сии 8 жертв заимствованы ламаистами из древнего индейского обычая, по которому царям, при входе их в чужие дома, подносили сначала воду для ног (1 сосуд) и для рук (2й сосуд), потом сыпали под ноги цветы (3я чашечка), затем пред лицом их воскуряли фимиам (4-я чашечка), далее зажигали огонь, так называемую «царскую свечу» (5-я чашечка), потом подносили яства (6-я и 7-я чашечки) и в заключение подавали воду для полоскания рта (8-я чашечка). С течением времени, буддисты перенесли подобное чествование и на бурханов. Особенно замечательно то, что ламаистские жрецы и по настоящее время полощут рот после принятия пищи аршаном.

При вкушении пищи в хурале, сюда, слева, ставится еще 9-я чашечка с начатками той пищи, которую хураваки собираются вкушать. Отчего, вероятно, содержимое остальных чашечек именуется деджи (начатки).

Впрочем, Большедербетовские гелюнги деджи объясняют иначе; они говорят: вода (1-я и 2-я ч.) есть жертва от океанов, цветок с зернами — от земли, благовоние — от воздуха, пища — от человека, аршан — от всего мира, ибо при освящении аршана участвует, так сказать, вся вселенная. Известно, что аршан освящается так: берется литый бурхан Шакьямуни, зеркало, пустая бумба и чайник с водою, подслащенною шафраном и сахаром; один гелюнг держит бурхана, а другой зеркало так, чтобы Шакьямуни отобразился в толи; бакша начинает лить приготовленную воду на отражение бурхана в зеркале, чрез что вода считается освященною. Священная вода стекает с зеркала прямо в бумбу, стоящую под толи. Следовательно, при освящении аршана, по мнению ламаистов, участвует небо, т. е., боги в лице бурхана Шакьямуни, тибы в виде шафрана и сахара, океаны — под видом воды, горы — под видом зеркала, которое держится под углом в 40°, люди — в лице гелюнгов и бакши. При этом читается особая молитва.

Третий ряд, идущий по северному краю жертвенного столика, составляет 6 чашечек, наполненных различными веществами и вещами ламаистской религии. В 1-й чашечке лежит миниатюрное толи в воспоминание того зеркала, которое некогда было поднесено Шакьямуни Окин-тенгрием; во 2-й — кислое молоко в воспоминание того молока, которое было поднесено Шакьямуни девицею Лекджема; в 3-й — цветки на зернах в память пучка цветков, поднесенных Шакьямуни сыном продавца зелени Даши; в 4-й — зерна в воспоминание древесных плодов, которые были поднесены Шакьямуни Эсруа-тенгрием; в 5-й — раковина, подобную которой поднес Шакьямуни Хормуста-тенгрий; в 6-й —-восьмирадиусное колесо в память того тысячерадиусного кюрде, которое было поднесено Эсруа-тенгрием. Поэтому сии 6 чашечек называются «зурхан-эрдени» (6 драгоценностей). Книги, по которым ламаисты совершают свои хуралы, совершенно отличны от русских и по своей форме, и по переплету. Каждая книга состоит из листов, просто на просто наложенных друг на друга. Листы величиной бывают: в длину около 1 аршина, а в ширину в 2 вершка. Листы не переплетены между собою, а поэтому они легко отделяются друг от друга. Вместо переплета служат продолговатые доски такой же величины, как и листы. Обыкновенно, печатные листы, стопкой сложенные, помещаются между двумя означенными досками и завертываются в квадратные платки, в 1 квадратный аршин величиной, а затем завязываются 2 тесемками, пришитыми к 2 углам холстинного платка. Холстинный платок находится снизу, а поверх его навертывается шелковый или шерстяной платок. В остальном калмыцкие книги схожи с русскими, а именно: листы печатаются с обеих сторон или страниц, каждый лист имеет свою нумерацию. Все хуральные (служебные) книги заключаются в 2 сборниках: 1-й известен под именем "Ганжур", а 2-й — "Сумбур". Ганжур слово тибетское и значит: перевод слов (будды). В настоящее время Ганжур существует на 5 языках: палийском, санскритском, китайском, тибетском и монгольском. У Ставропольских калмыков Ганжур имеется на тибетском языке и состоит из 108 томов или отдельных книг. Ганжур разделяется на 3 питаки (собрания) или отдела: 1) сутры или проповеди Шакьямуни, 2) абидармы или метафизическия сочинения, 3) винаи или дисциплинарные правила. Во время хуралов по большей части читается только 1-я часть Ганжура. Впрочем, в некоторые праздники, например Окин-тенгри, читается весь Ганжур по частям. Обыкновенно, хуральное служение состоит из общего речитативного чтения, иногда под аккомпанемент музыки, но Ганжур часто читается каждым хураваком особо про себя, (для себя) для чего всем присутствующим раздаются отдельные листки. Если же кто успеет скоро прочитать взятые листки, то берет новые, лишь бы поскорее исполнить требование устава. Но так как калмыки неспособны к тихому чтению, то они Ганжур читают вслух, отчего получается смешанный гул, похожий на рыночный шум и говор. Сумбур есть буддийский молитвенник, и эта книга тоже на тибетском языке. Сумбур тоже разделяется на 3 части: 1) рапсалы, 2) докшиты и 3) ундюсуны. Рапсалы заключают в себе гимны в честь будд категории "амурлингуй бурхан"; докшиты содержат гимны в честь докшитов, бурханов 2-й категории; ундюсуны суть отдельные молитвословия. Сумбур состоит из 25 книг.

Музыкальные инструменты.

Вместе с книгами в одних и тех же шкафах хранятся музыкальные инструменты, необходимые при хуралах. Вот они: 1) хонхо или небольшой колокольчик с рукояткой и при нем вачир, состоящий из 2 продолговатых яйцеобразных палочек, соединенных между собою в замок; 2) дамару или небольшой барабан, или колотушка с 2 деревянными шариками на тонких ремешках; 3) кенгерче или турецкий барабан, только с ручкой; 4) цан (цанг) или металлические тарелки; 5) деньшик—это цанг в миниатюре; 6) харанга или медный таз, в который ударяют деревянным шариком на сыромятном ремне; 7) бишкюр или свирель в виде рога коровы; 8) ган-лин или свирель вроде кларнета из берцовой кости человека; 9) бага-бюре или медная труба в 2 аршина длиной; 10) йеке-бюре тоже медная труба, но длиною в 1 сажень; 11) дунг или морская раковина.

Частное описание штатных хуралов.

Башантинский большой хурал Раши-Лонвил находится в Абганер-гаханкином роде, от Княземихайловскаго поселка116 в 65 верстах прямо на запад. Хурал каменный с каменною оградой и при нем бурхани-орго в виде большой войлочной кибитки, расположенной у юго-восточного угла хуральной ограды. Это самый богатый и благоустроенный хурал. Внутри он весь завешан рисованными шутенами: шутены на стенах, шутены спускаются рядами и с потолка. В таком случае они прикрепляются к тонким точеным скалочкам. Скалка необходима для того, чтобы накатывать на нее картины в то время, когда укладывают их в ящики при перекочевке. От скалочек идут шнурки для того, чтобы можно было картину повесить на крючок, вбитый в потолок или стену. Хурал я осматривал во время Башантинскаго торжества по поводу Высочайшего манифеста об освобождении калмыков от власти их родовых — национальных — начальников; поэтому на такилийн-ширя вместо обычных жертвенных чашечек было поставлено 30 чашек с маслом и светильниками, в 5 рядов, по 5 чашечек или лампад в ряд. Центральные лампады были ' значительно больше остальных. Равным образом, по той же причине, т. е., по поводу Высочайшего манифеста, для русских посетителей от восточной стены до столбов стояли венские стулья в числе восьми. В остальном сей хурал не отступает от общей схемы. На нише стояли литые бурханы: 1) Зурхан-Махалай, 2) Цаган-дара-еке, 3) Шакьямуни, 4) Нюдбер-узекчи, 5) Зонкава, а также гора Сумеру. Нюдбер-узекчи имеет 4 головы, 8 глаз и столько же рук. Он совершенно наг и находится в стоячем положении. По верованию ламаистов, настоящий Нюдбер-узекчи имеет 11 голов, 1000 глаз и столько же рук. Шакьямуни (Шакджамуни), он же и Бурхан-бакши или Бурхан-геген, изображен сидящим, по калмыцкому обычаю; правая рука его опущена, а левою держит чашку; чрез плечо имеет перевязку, называемую "оркимжи". Цаган-дара-еке (Дарке) есть божество женскаго пола; она сидит в позе "очир-дзабилат"; на голове имеет коническую корону, а в ушах треугольные серьги и на лбу 3й глаз; глаза у ней также имеются и на ногах; правая рука опущена на колени, а левая согнута и держит цветок. Зонкава сидит с поджатыми ногами в молитвенной позе; тело его облачено в священную одежду "номту-дебель" в виде халата; в руках его хонхо и вачир. Зурхан-Махалай в позе "очир-дзабилат", на голове его черный венок на подобие Сумеру; в правой руке держит книгу, а левая опущена: он одет в философскую тогу и считается покровителем астрологии или зурхачества. Сумеру представляет четырехгранную пирамиду со многими уступами; она сделана из дерева в 1/2 аршина в высоту. Жилища хураваков состоят из войлочных кибиток и из мазанок, которые находятся вокруг хуральной ограды, но без всякого плана.

Большой Чоносский хурал Раши-Гомонг находится в урочище Джалге Икичиносова рода. Это самый ближайший хурал к Княземихайловскому поселку. Если выйти за поселок и посмотреть на юг, то вдали покажется ганжир Чоносскаго хурала. Хурал деревянный и без ограды, хотя недавно обшит тесом и выкрашен в восточном вкусе. В основании он имеет четырехугольный крест, а поэтому состоит из 3 комнат: южная — малая служит для сеней, средняя — большая — для хурала, а северная — самая малая, в ней помещается ниша с такилийн-ширя. Последняя комната от центральной отделяется двумя задвижными решетками из дерева и не имеет ни одного окна; вследствие чего в ней царит полный мрак, когда решетки бывают задвинуты. Она называется «бурхани-орон» (божеское царство). По средине ниши стоит Бакша-геген, но без чашки; вправо от него желтолицый Майдари с 4-мя лицами и 10 руками, в двух последних он держит чашку и жезл; влево—гора Сумеру обычного устройства в 1 аршин величиной. На стенах висят шутены и другие изображения, хотя их не особенно много. В северо-восточном углу хуральной комнаты поставлена колоссальная манийн-кюрде о 3 цилиндрах и выкрашена в бледно-желтую краску; в северо-западном углу стоит величественная Сумеру, сделанная из стекла. Она имеет вид пирамиды, состоящей из уступов. На различных уступах в центре наклеены различные бурханы. Она состоит из 3 частей: сентей (пьедестала), бумбы (главной части) и шпица. Высота ее 1 сажень; ширина внизу два аршина, а вверху 2 вершка, в квадрате. Библиотечные шкафы, дорбольджины, чимек и ларе (лабари) на обычном месте. Номы или служебные книги не в полном составе, например, из ганжура имеются только 50 томов. Бурхани-орго состоит из деревянной кругловидной башенки с конической крышей и находится вправо от хурала. Жилища хураваков разбросаны около хурала.

Малый хурал Кюрдетя находится в урочище Хунхурин-худука, Бюдюрмисова рода, в расстоянии 55 верст от Княземихайловского поселка, не доезжая 10 верст до Башантинского хурала. Хурал деревянный и обнесен каменною оградою. Жилища хураваков тянутся по прямой линии, параллельно южной стене хурала, почти пред "богдойнзам". Я приехал в хурал в то время, когда гецюли и манжики чистили его: поэтому все было в беспорядке и царил полнейший хаос. В 1-й части хурала висела картина "сансарыйн-кюрде" издания г. Позднеева117. Особенность сей картины от других однородных картин заключается в том, что она состоит из 3х концентрических кругов, следовательно, нет одного круга и именно того, в котором изображено человечество в двух состояниях. Равным образом, во втором круге нарисовано 5 царств, нет царства людей.

Лапинский малый хурал Ламран-Чолинг находится в урочище Джалдже, в аймаке Лапина — Опогинова, Икитуктунова рода, от Княземихайловского поселка лежит на северо-запад, в расстоянии 60 верст. Хурал деревянный с каменною оградою обычного устройства. Этот хурал самый благоустроенный во всех отношениях. При нем жил главный бакша, пользовавшийся известностью среди калмыков даже астраханской губернии, Санджи Яванов, ныне умерший (+1894 г.). Он жил в деревянном двухэтажном доме, обнесенном каменной стеною в виде хуральной ограды. Дом находится против "богдойн-зам". Между домом и "богдойн-зам" находится каменный столб в кубический аршин величиной. С него по праздничным дням хураваки призываются в хурал посредством или барабанного боя в кенгерге, или же игры в дунг (раковину). В том и другом случае призыв состоит из троекратного повторения одного и того же звука. У северо-западного угла дома бакши стоит колоссальная манийн-кюрде. Она состоит из 4-х цилиндров и имеет, мани (ом-ма-ни-пад-ме-хом) 1200. Сия молитвенная мельница или машина приводится в движение чрез усиленные подергивания за веревку, привязанную к загибу оси. Не всякий в состоянии бывает один без посторонней помощи привести в движение сию манийн-кюрде, а поэтому для приведения ее в движение собираются кучами в 3—5 человек. Манийн-кюрде имеет деревянный футляр в виде круглой башенки с конической крышей, сделанной из досок. Жилища остальных хураваков по преимуществу состоят из деревянных и саманных изб, хотя некоторые из них живут и в войлочных кибитках. Внутреннее устройство хурала обычное. На нише стоят следующие бурханы: 1) Манла, 2) Дара-еке, 3) Зонкава, 4) Мила. Манла изображен сидящим на арсаланг-ширя; голова его обнажена и выбрита; в ушах что-то вроде кольцеобразных серег; глаза опущены; одежда плащеобразная, закрывает левое плечо и затем спускается на колени, так что правая рука и грудь совершенно открыты; правая рука согнута и держит цветок с длинным корешком, а левая опущена и держит цепь. Ногон-дара-еке (зеленая мать) имеет на голове корону с разноцветными камнями; в ушах калмыцкие трехгранные серьги; на лбу виднеется 3-й глаз; в левой руке держит змею, а правая опущена на колени; одежда на ней синего цвета. Сидит она в позе "очир-дзабилат". Таким образом, сия богиня во многом походит на описанную уже Цаган дара-еке (белую матерь). Существенное различие между ними заключается в цвете тела и одежд: одна отличается белым цветом, а другая — синим. Обе они в оно время были супругами Тибетского императора Сронг-дзан-де-гамбо и много содействовали распространению и утверждению буддизма в Тибете, за что теперь и возведены на степень богинь. Цаган-дара-еке, дочь Китайского императора; обе они жили в VII столетии и родились в один год — 634-й по Р. Хр. Зонкава имеет шлем на голове, руки его сложены на груди, одежда на нем малинового цвета. Следовательно, здешний бурхан значительно разнится от шутена Зонкавы и есть основатель секты желтошапочников. Последователями сей секты считаются и калмыки Большедербетовского улуса. Зонкава жил и действовал в XV столетии. Труп его не был сожжен, но с поджатыми ногами и со сложенными руками (как он был при созерцании) был положен в сандальный гроб, а гроб поставили в серебряную субургу, которую впоследствии обложили золотом и накрыли сандальной юртой, подаренной Китайским императором; так рассказывают ламаисты о своем реформаторе. День его кончины они празднуют ежегодно 25 числа 1 зимнего месяца. Из его сочинений в Лапинском хурале имеются: 1)Алтан-эрикен (золотые четки) и 2) Бодимюр (путь к боди, святости). Мила представляет собой женщину с длинными распущенными волосами; правая рука ее согнута и опирается локтем на правое колено, а кистью подпирает голову под правым ухом; одежда ее отличается пестротою и закрывает почти совсем левую ее руку. Ниша занимает не всю стену, а только центральную ее часть на протяжении 1 сажени. Вправо от ниши, на особом высоком столике, в урне, лежат бренные останки умершего бакши Дорже в виде пепла. Урна представляет собой миниатюрную вазочку, сделанную из серебра и герметически закупоренную. Она помещается в небольшой шкатулке, которая, таким образом, служит для нее футляром. Шкатулка покрыта ковром, края которого спускаются до полу. Поверх ковра стоит шапка покойного "чжодбон". Она состоит из овальной тюбетейки, покрытой тонкими шелковыми шнурками черного цвета, имеющими значение волос. На макушке они собраны в один пучок; по околышу шапки идет пять бумажных дощечек вроде венца с изображением 5 бурханов: 1) Бирузана с телом синего цвета, 2) Акшобъя — белого цвета, 3) Ратна-самбава — желтого цвета, 4) Абида — красного цвета и 5) Амогосидда — зеленого цвета. Сии бренные останки, называемые «шарил», в глазах калмыков пользуются особым почтением и вниманием. Они считают их за самую важную святыню, а поэтому хуралы, имеющие шарил, посещаются ими с особою охотою и прилежанием. Каждый калмык, достигши совершеннолетия, спешит поклониться шарилу. Влево от ниши, т. е., на запад стоит рисованный шутен Окин-тенгри (дева-дух). Шутен нарисован на полотне, вделанном в рамку с ножками. Эти ножки идут от нижних краев рамки и необходимы для того, чтобы при помощи их сей шутен мог держаться на седле лошади, когда во время Цаган-сара118 (белого месяца) становится на седло лошади между подушками и возится вокруг хурала. Окин-тенгри нарисована в виде женщины с распущенными волосами и едет на богатырском коне. Конь не скачет, а летит по воздуху. В правой руке всадника — змея, а левая держит удила и правит лошадью. Бурхани-орго состоит из пространной войлочной кибитки и помещается у юго-восточного угла хуральной ограды.

Оргокинский малый хурал Арашигентель находится в урочище Большого, на северо-западе от Княземихайловскаго поселка, в расстоянии 70 верст. Сей хурал замечателен в том отношении, что его хураваки отличаются преданностью ламаизму. Они ничем не интересуются, кроме своей религии. Привязанность их к своему учению иногда доходит до фанатизма. Поэтому Оргбкинский хурал можно назвать гнездом ламаизма. Здесь, в одной хуральной ограде, стоят два деревянных хурала, а между ними субур-хан из белой жести, покрытой белою краскою, наподобие горы Сумеру. Внешний вид обоих хуралов одинаков и вполне согласен с требованиями тибетской архитектуры, только западный хурал будет побольше. Но зато в устройстве хуральной ограды сделано важное отступление в архитектурном отношении, а именно: нет "богдойн-зам", а поэтому в южной стене хуральной ограды имеются только двое дверей: одна против западного хурала, а другая против восточного хурала; в северной стене, по обычаю, одна двери, которые находятся как раз против субургана. В западном хурале вправо от ниши, как и в Лапинском хурале, имеется шарил или пепел бакши, умершего 50 лет тому назад. Покойного звали Габун-шараб, и он отличался наклонностью к созерцанию. При жизни он носил шапку "данжик" в виде колпака конической формы с загибом на макушке наподобие крючка, Данжик сшит из желтого сукна без всяких украшений и рисунков. Сия шапка лежит на футляре шарила в восточном хурале ларе (лабари) не на обычном месте, а на потолке влево от входа. Я посетил хурал в то время, когда хураваки его собирались на праздник "Окин-тенгри"119 в Лапинский хурал; вследствие чего, бурханы в обоих хуралах были запакованы в деревянные футляры, а многие полотняные шутены были скатаны в кружки. Впрочем, новых божеств я здесь не встретил, кроме Кокшин-богдо. Последний представляет собой старца с короткой клинообразной бородой и тонкими, жидкими усами; волосы зачесаны назад с трехэтажным, так сказать, усниром; одеждою его является синий халат с желтыми цветами; на ногах сандалии; в правой руке его жезл, а в левой четки, по-калмыцки — "эрикен". Он стоит бодро и высматривает грозно. При Оргокинском хурале нет бурхани-орго; его заменяет восточный хурал, предназначенный для ежедневных хуралов; праздничные же хуралы совершаются в западном хурале. Жилища хураваков по преимуществу состоят из мазанок, саманных изб, хотя среди них есть деревянные небольшие домики. Все дома построены на один фасон. Если основания их соединить линиями, то получится правильный эллипсис или яйцеобразный круг. Двери их обращены внутрь круга или к хуральной ограде; окна же выходят на все 3 стороны, кроме той, которая противоположна дверям или входу в означенные дома.


90Дело № 19 за 1872 год и дело № 34 за 1861 год. Указанные дела хранятся в рукописи в канцелярии главного пристава кочующих народов Ставропольской губернии.
91См. дело № 49 за 1883 год, хранящееся в канцелярии главного пристава кочующих народов Ставропольской губернии.
92Это чисто русское название по имени зайсанга. Лапина, богатого калмыка.
93Название взято от имени рода Чоно (волк).
94Происходит от слова "байшин" — дворец, неподвижный дом. Сие название дано по имени урочища Байшанта (имеющий байшин), где и находится данный хурал.
95От слова "орго" — ставка (княжеская).
96Взято от слова "кюрдю", которое есть название особого рода молитвенной машинки, употребляемой калмыками при идолослужении. Кюрдетя — имеющий кюрдю или кюрде (колесо).
97Дело № 49.
98Главный жрец или старший начальник над всеми хуралами.
99Отношение улусного управления от 20 сент. 1883 года за № 458 на имя Ставроп. губернатора.
100Дело № 49 за 1883 г.
101Дело № 28 за 1867 г. и сборник статистических сведений Ставропольской губернии за 1868 г. стр. 25, а также дело № 44 за 1880 г.
102Дело № 34 за 1861 г. и № 95 за 1879 г.
103См. там же и дело № 7 за 1891 год.
104Впрочем, в хуральной ограде стоит только запасная бурхани-орго, служебная же бурхани-орго стоит за оградой.
105Мани — это шестисложная ламаистская молитва, которой калмыки придают большое значение — почти чудодейственное. Она читается: "ом-ма-ни-пад-ме-хом".
106 В Байшатинском и Лапинском.
107Калмыцкая миля имеет 8 верст
108Тибы — это великие острова в виде материков, они расположены вокруг мифической горы Сумеру кольцеобразно.
109Впрочем, по Иртинцуйн-толи, сей зловещий голос: "ты умрешь" слышится не с дерева Галбаравас, а с неба.
110См. Православный Собеседник за 1873 год, часть третья, стр. З11-313, статья "Изложение и критический разбор основных начал буддизма" Миротворцева.
111Гелюнг Батыр живет в Лапинском хурале.
112Кюджи есть курительная палочка грязно-желтого цвета, величиною с письменную ручку. Кюджи втыкаются в чашечки с зернами и зажигаются во время хуралов.
113В Лапинском хурале я видел на двух боковых столиках игрушки: оленя, барана, верблюда, наездника, медведя, слона, льва, барса, скрипку, раковину, пистолет, утку, лебедя... и сласти: пряники, конфеты, орехи, сахар, крендели и проч.
114Хураваки каждый хурал начинают вкушением пищи, а потом уже начинают службу, не сходя с места.
115Во время Байшантинскаго торжества по поводу Высочайшей милости об освобождении калмыков от власти нойона и зайсангов "арсаланг-ширя" для бакши был сделан из обычной, односпальной железной койки, поверх которой лежал тюфяк с простыней и затем олбоки обычной формы.
116 Княземихайловский поселок есть миссионерский стан, образованный по Высочайшему повелению от 11 Мая 189) года, для крещеных калмыков; он находится в 160 верстах от Ставрополя-Кавказского под 60° восточной долготы и под 45 ? северной широты (45° 45').
117Описание сей картины желающий может прочитать в сочинении Позднеева: "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии", стр. 71—83.
118Цаган-сара есть 1-й весенний праздник. Во время сего калмыцкого праздника Окин-енгри является главным действующим лицом.
119Окин-тенгри бывает по нашему счислению 20-го июля.

Hosted by uCoz